Приближается праздник, известный каждому с раннего
детства, – День учителя. Кто-то вспоминает в этот день
своих учителей и самого первого учителя, который принял вас из рук мамы у школьного порога и повёл по дороге знаний. Кто-то вспоминает коллег и свой первый самостоятельный урок. Но нет ни одного человека, которого этот день оставил бы равнодушным. Вот и мы в преддверии Дня учителя, присоединяясь к многочисленным поздравлениям и пожеланиям нашим дорогим педагогам, хотим вспомнить о том, как учителя района воспитывали в детях чувство патриотизма и настоящую любовь к своей малой родине. Поговорить о том, как это важно и крайне необходимо сейчас, в наше неспокойное время.
Чтобы по-настоящему любить свою Родину, будь то Советский Союз или современная Россия, необходимо её знать и чувствовать. Наверняка некоторые скажут: чтобы узнать огромную Россию, нужно быть миллионером, а мы люди не столь состоятельные, чтобы исколесить все её просторы. Другие возразят: а как быть с Богом? Ведь мы его не видим. Пути Господни для нас неисповедимы. Как же тогда огромное количество людей искренне и преданно любят его. Да, но они чувствуют Бога. Они научились чувствовать его присутствие, его помощь, его поддержку везде, видеть и любить его творения. И таким образом воспитали в себе любовь к Богу. Вот и мы, если научимся чувствовать Родину вокруг себя, любить и ценить каждый кустик, каждое деревце, чувствовать предков своих и ценить их наследие, мы научимся любить и знать Родину – от дома своего и до самых отдалённых её границ. А защищать то, что любишь, всегда легче. И даже умереть за это не так страшно.
Человек не рождается с любовью, её нужно взрастить в душе и воспитать в теле. Огромная роль в этом раньше отводилась школе и её доброму волшебнику – учителю. В девяностые годы возобладало иное отношение к школе – как к организации, предоставляющей образовательные услуги. Политика превращения школы в магазин знаний, а учителя в продавца в настоящее время, на мой взгляд, изжила себя. Пусть не так быстро, как хотелось бы, но верно, с новыми идеями и возможностями мы возвращаемся к школе – как к храму науки и духовности, а к преподавателю-предметнику – как к учителю. Даст Бог, всё будет так.
Увлечённые краеведением
Когда я в 2000 году пришёл работать учителем истории в Ключевскую среднюю школу, мне в наследство досталась небольшая, но наполненная интереснейшим местным материалом краеведческая комната, собранная и оформленная учащимися Ключевской средней школы под чутким руководством учителя истории Натальи Александровны Мишуковой.
В советский период народного образования в Топчихинском районе почти в каждой школе работал краеведческий кружок, была создана краеведческая комната, а то и полноценный школьный музей, руководила которыми целая армия педагогов, увлечённых краеведением.
Я помню, как в 2000 году, будучи молодым учителем, только что приехавшим в Алтайский край, участвовал в одном из заседаний районного методического объединения учителей истории, проводившемся в Переясловке, в краеведческой комнате. В памяти не осталось фамилии и имени хозяина этого удивительного музея, не сохранилось и записей того метод-объединения, но сохранились на долгие десятилетия впечатления. Огромное количество редких и уникальных экспонатов. Подлинные фронтовые письма, подлинные фотографии как периода Великой Отечественной войны, так и периода образования населённого пункта, Первой мировой войны. Личные вещи и награды земляков. Всё это было размещено с таким тонким эстетическим вкусом, исторической последовательностью и логикой подачи материала, что экспозиция невольно захватывала сначала внимание, а за- тем и всего тебя. И вот ты уже просто не можешь оторваться от истории этого маленького сибирского села, от удивительных судеб его жителей. Сейчас этой комнаты уже нет, как не работают в школе и её создатели – увлечённый краеведением учитель истории Ольга Алексеевна Саленко и директор школы Наталья Георгиевна Колыхалова. Часть экспонатов была передана в открывшуюся при сельской библиотеке краеведческую комнату. Некоторые фотографии и фронтовые письма были переданы в районный краеведческий музей. В начале 2000-х годов в Переясловской школе успешно работал в краеведческом направлении учитель истории Дмитрий Иванович Псарёв, преподающий историю в данной школе и в настоящее время.
Собирая уникальный материал
В 2003 году группа учителей-краеведов, руководителей краеведческих кружков Топчихинской средней школы №2 – Татьяна Васильевна Донских (Валькова), Кировской школы – Денис Владимирович Панов, Победимской школы – Светлана Александровна Прокошкина, Ключевской школы – Сергей Витальевич Поздин и педагог, а на тот период руководитель районного краеведческого музея Светлана Александровна Ракитина объединились и организовали районный поисковый отряд «Память», который в течение шести лет успешно работал, проводя одну за другой исследовательские экспедиции. Всего было проведено шесть самостоятельных историко-краеведческих экспедиций по комплексному исследованию населённых пунктов Топчихинского района.
Юные исследователи родного края из всех школ района под ру-ководством старших товарищей посетили и изучили историю и культуру 23 крупных населённых пунктов. Собран уникальный исторический и этнографический материал. Проведён мониторинг памятников истории и археологии на обследуемых территориях. Осуществлено десять археологических экспедиций под руководством ведущих археологов Сибири. Юные краеведы приняли участие в работах на таких памятниках археологии, как Денисова пещера, поселение бронзового века Берёзовая Лука, грунтовые могильники Староалейка II и Мышиный Лог. В 2003 году ребята приняли участие в работе Вахты памяти в Волгоградской области по поиску без вести пропавших воинов в период Сталинградской битвы и Вахты памяти в Барнауле. У десятков ребят любовь к Родине навсегда поселилась в пылких сердцах. И всё это благодаря, не побоюсь сказать, отважным и самоотверженным учителям-краеведам.
Не менее интересным было и естественно-географическое направление краеведения в Топчихинском районе. Его возглавила уникальный человек, энтузиаст, учитель Топчихинской средней школы №1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева Галина Ивановна Боровских. В экспедициях под названием «Начни с дома своего» побывали десятки юных исследователей Топчихинского района. И в их сердцах поселилась любовь к своей малой родине и к России.
На местах в школах, даже если не участвовали в экспедициях, работали десятки учителей-краеведов. Ребята под их руководством проводили исследования на своих территориях и готовили великолепные исследовательские проекты, с которыми неоднократно участвовали как в районных, так и в краевых и общероссийских краеведческих конференциях. Так, например, в Ключевской средней школе ребятами под руководством педагогов школы Татьяны Викторовны Новосёловой, Натальи Владимировны Гарбуз и Сергея Витальевича Поздина было образовано научное общество учащихся «Архивариус», занимающееся в основном исследованием родного края. Педагоги Белояровской школы вместе с ребятами организовали самостоятельно экспедицию по исследованию реки Калманки и вместе с группой юных исследователей прошли данную реку от её истока до устья.
Ежегодная краеведческая конференция не вмещала юных исследователей, желающих представить свои работы. Работали секции: истории населённых пунктов, археологии и этнографии, «Великая Отечественная война», «История моего рода», естественно-географических исследований. Иногда казалось, что конференцию надо бы проводить в два дня. И за каждым таким юным исследователем стоял старший педагог-наставник, опытный краевед.
Топчихинские общеобразовательные школы имеют глубокие краеведческие традиции. Но расцвет краеведческой деятельности в Топчихинской средней школе №1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева приходится на период трудовой деятельности прекрасного педагога и краеведа, учителя истории Валерия Яковлевича Мирошниченко и учителя географии Галины Ивановны Боровских. В двухтысячные годы ярко вспыхнула в Топчихинской средней школе №2 краеведческая звезда – учитель истории Татьяна Васильевна Валькова. Когда-то и в школе №1, и в школе №2 были неплохие краеведческие комнаты.
Музей в школе
Отдельно хочется сказать о педагогах-краеведах, создавших при школах краеведческие комнаты и школьные музеи. В настоящее время известно о работе только двух школьных музейных краеведческих комнат. Одна в школе села Песчаное, создатель её и бессменный руководитель – старейший и опытнейший краевед района Людмила Николаевна Писанская. Людмила Николаевна продолжает работать в школе и хранит верность тяжёлому, но нужному и важному труду учителя-краеведа. Продолжает работу краеведческая музейная комната и в Победимской средней общеобразовательной школе. Её создатель и бессменный руководитель – учитель истории Валентина Александровна Валентеева, несмотря на то, что находится на заслуженном отдыхе, она продолжает краеведческую работу с учащимися. Одним из лучших школьных музеев района был музей, созданный педагогом Красноярской средней школы Светланой Васильевной Драничниковой. Сейчас Светлана Васильевна уже не работает в школе, но десятки бывших юных краеведов, коллеги, жители Красноярки, краеведы Топчихинского района знают и помнят её – преданного любимому делу краеведа и опытного наставника юных исследователей.
Великолепный школьный краеведческий музей создала в Трудовской восьмилетней школе учитель Татьяна Александровна Удодова. Когда Трудовская школа перестала существовать, а Татьяна Александровна перешла работать в сельскую библиотеку, краеведческая комната с богатейшим материалом, собранным не одним поколением трудовских краеведов под руководством опытного наставника, была полностью перенесена в библиотеку. Когда же и библиотека в Труде была закрыта, а Татьяна Александровна вышла на заслуженный отдых, все бесценные материалы по истории посёлка Труд и его жителей Татьяной Александровной были переданы в дар районному краеведческому музею, часть из которых можно увидеть в экспозициях районного музея сейчас, часть находится на постоянном хранении в фондах музея.
Говоря о школьных музеях района и их создателях, как не сказать о Людмиле Николаевне Зайцевой, создателе и бессменном руководителе прекрасного краеведческого музея в Володарской средней школе. Несмотря на то, что Людмила Николаевна сейчас уже не работает в школе, мы все с огромной благодарностью вспоминаем её благородное и преданное служение делу краеведения.
Одна из старейших школьных комнат краеведения была когда-то создана в Чистюньке. Когда это произошло, молодёжь уже и не помнит. Её создание связывают с удивительным человеком, директором школы, учителем истории, краеведом Еленой Сергеевной Адыкаевой. Были времена, когда школьная краеведческая комната оставалась без хозяина. Но в 2010 году она стала обретать новую жизнь. Её воссоздала учитель географии и любитель краеведения Наталья Анатольевна Исаченко. Сейчас она уже не работает в Чистюньской школе, но музейная комната жива и руководит ею сейчас молодой учитель, педагог-психолог Александр Александрович Кабанов.
Когда в 2004 году в селе Сидоровка работала комплексная историко-этнографическая экспедиция школьников по обследованию населённых пунктов Топчихинского района, увидеть краеведческую комнату в Сидоровской средней школе уже не удалось. Небольшая, но очень интересная краеведческая музейная комната имелась в то время в Сидоровской сельской библиотеке. Но известно, что в Сидоровской школе в 80-90-е годы активно занималась краеведением учитель Галина Тимофеевна Пукина. Именно с её деятельностью связывали создание в школе краеведческой комнаты.
Парфёновская средняя общеобразовательная школа также имела действующую школьную краеведческую комнату. Её создание связывают с деятельностью прекрасной педагогической четы – учителя истории Парфёновской средней школы Надежды Васильевны Макаровой и её супруга, учителя физики и математики, а в последующем директора школы Сергея Даниловича. Со временем краеведческая комната была свёрнута. Её экспонаты упакованы и убраны на хранение. В настоящее время педагогом-организатором школы Анной Анатольевной Голубицких предпринимаются попытки восстановить краеведческую комнату.
История «Ленинской комнаты»
Нам удалось связаться с одним из старейших педагогов-краеведов Парфёновской средней общеобразовательной школы Надеждой Васильевной Макаровой и задать ей несколько вопросов.
– Надежда Васильевна, известно, что в Парфёновской школе ранее существовала краеведческая комната. Кто, как и когда создавал её? Какое отношение к этому имели Вы?
– Когда я окончила истфак Горно-Алтайского педагогического института, была направлена работать в одну из школ Ребрихинского района. А вот когда я вышла замуж за парфёновца Сергея Даниловича Макарова, учителя физики и математики Парфёновской школы, в 1974 году, я переехала в Парфёново, где и стала преподавать историю и обществоведение. У нас был великолепный педагогический коллектив, любящий и своё дело, и свой край. В «Ленинской комнате», наряду с идеологическими материалами, стала собирать и размещать краеведческий материал наш географ Татьяна Викторовна Романова. Так «Ленинская комната» стала наполняться материалами о названиях рек, прудов и ручьёв, колков и яров вокруг Парфёново, фотографиями и экспонатами из многочисленных экскурсий и походов. Затем появилось новое – историческое направление. Его вела я. Мы собирали материал о названиях улиц и районов села. Так постепенно собирался краеведческий материал. Где-то находили экспонаты сами, иногда приносили жители села, обнаружив старинные предметы у себя дома или в огороде. В комнате была неплохая коллекция старинных монет, найденных на территории Парфёново.
– Что из себя представляла эта комната? Проводились ли там какие-либо занятия?
– Конечно. Там и кружки проводили свои занятия – краеведческий, исторический, географический, и тематические занятия проводились. В общем, комната постоянно была в работе. Ребята сами собирали новые экспонаты для неё. Что представляла комната из себя? Это было просторное помещение со стеллажами по периметру. На стеллажах и подиумах под стеклом были разложены старинные предметы быта, документы земляков, фотографии и другие экспонаты.
– А кого-то из активных ваших помощников, учащихся школы, юных краеведов Вы помните?
– Да много ребятишек увлечённых было. Многие были из моего класса. Вернее, из класса, в котором я была классным руководителем. Мы с ними и в поездки ездили, и переписку обширную вели. Не только краеведческую, но и, как бы сейчас сказали, волонтёрскую работу проводили. Например, прочли мы в «Пионерской правде», газета раньше такая была у пионеров, статью, что в Псковской области один из детских домов нуждается в художественных книгах, различных школьных принадлежностях и других необходимых школьникам предметах. Мы собирали всё и посылками отсылали в Псковский детский дом. Так у нас завязалась дружба с воспитанниками детского дома. В общем, было интересно и мне, и ребятам. Кого-то конкретно выделить не могу. Хотя вот, например, – Евгений Князев, Наташа Ведищева, Света Ткачёва… Да разве всех перечислишь. Время такое было, все старались быть активными, полезными, нужными другим.
– Надежда Васильевна, а когда перестала работать краеведческая комната?
– Она же располагалась, как я и говорила, на базе «Ленинской комнаты». Когда в начале 90-х годов партия коммунистов перестала быть единственной руководящей и направляющей силой государства и общества, «Ленинскую комнату» закрыли. Для краеведческой комнаты помещение выделили очень маленькое. В него можно было сложить экспонаты краеведческой комнаты только для хранения. Вот, собственно, и вся история. Я так и осталась в школе учителем истории, позже, когда в школу пришла Надежда Александровна Рибзам (в настоящее время председатель комитета по образованию Администрации Топчихинского района), она занималась с ребятами краеведением. С ребята участвовали в различных конкурсах. Книжечку о Парфёново написали. Но это уже без меня. В 2012 году я окончательно ушла из школы на заслуженный отдых.
– Скажите, а кого из учителей, занимающихся краеведением в других школах района, Вы помните?
– Да почти все учителя истории в то время занимались в какой-то мере краеведением, вели краеведческие кружки. На методических объединениях учителей истории мы постоянно общались, обсуждали возникавшие проблемы, делились опытом и информацией. Я наиболее близко была знакома с Еленой Сергеевной Адыкаевой (Беляевой), Натальей Александровной Мишуковой, Лидией Андреевной Пукиной и другими учителями истории, занимавшимися краеведением.
– Надежда Васильевна, спасибо Вам большое за рассказ. Мы от всей души поздравляем Вас и всех школьных краеведов, всех учителей с наступающим праздником – Днём учителя. Счастья вам, дорогие наши учителя, здоровья, а также благодарных и любознательных учеников вам на долгие годы.
Кто придёт на смену?
Сейчас краеведение в школах района, скажем, не на высшем уровне. Время живых легенд, столпов школьного краеведения про-ходит. Кто придёт им на смену? Сейчас, судя по результатам районной краеведческой конференции 2023 года, краеведческая жизнь ещё теплится в девяти школах района: в Белояровской, Песчановской, Победимской, Сидоровской, Чистюньской, Ключевской, Кировской, Фунтиковской и Топчихинской №1 им. Героя России Дмитрия Ерофеева. Было бы здорово преподавателям истории и географии, учителям, интересующимся краеведением, собраться на методическое объединение и обсудить всем вместе дальнейшее развитие этого важнейшего направления воспитательной и образовательной деятельности. Без краеведения мы не воспитаем любви к Родине. А без чувства Родины нет патриота. Без патриотизма нет России.
Сергей ПОЗДИН.