Формула «Увлечённый педагог — увлечённые дети» работает!

159
Фото ТСШ №1.

 

На базе Топчихинской средней общеобразовательной школы №1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева 28 марта 2023 года прошла вторая отчётная стажёрская практика для педагогов Алейского образовательного округа в очном формате «ИКТ-компетентность педагога: возможности реализации цифровой образовательной среды на уровне образовательной организации». Мероприятие проходило в рамках деятельности региональной инновационной площадки по направлению «Цифровая информационно-образовательная среда как средство формирования ИКТ-компетентности обучающихся в процессе освоения программы основного общего образования». Для школы это значительное событие – выйти на уровень округа, поделиться своими наработками, показать уровень организации мероприятий и степень мастерства педагогов! Общее количество участников практики составило 62 человека.

 

Всего для участия в стажёрской практике был заявлен 21 педагог из школ Алейского округа: Топчихинская средняя школа №2, Парфёновская, Победимская, Чистюньская, Кировская школы, Шипуновская средняя школа №2, Родинская, Самсоновская, Шипуновская средняя школа №1, школы №3, №7, №9 г. Алейска и Центр детского творчества (г. Алейск). Также в стажёрской практике приняли участие педагоги нашей Топчихинской средней школы №1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева и её филиалов в количестве 41 человек.

Педагоги ТСШ №1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева подготовили мастер классы по направлению своей деятельности в Центре естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», открытом в 2021-2022 учебном году на базе школы.

 

Лего-конструирование как средство всестороннего развития ребёнка

Мастер-класс «Лего-конструирование как средство всестороннего развития ребёнка» провела Наталья Филипповна Остащенко, учитель начальных классов ТСШ №1, педагог Центра «Точка роста». Наталья Филипповна организовала работу на примере конструктора LEGO Education WeDo 9580 (базовый набор). Участники практики собрали из конструктора животных, установили и запустили программу. Взрослые педагоги с детской непосредственностью радовались результатам своего труда! А что говорить о детях начальной школы, посещающих кружок по лего-конструированию? Эмоции ребят сложно передать словами. Дети с огромным удовольствием посещают занятия по данному направлению.

Оборудование (три набора конструктора LEGO Education WeDo 9580) поступило в школу в рамках запуска работы по программам дополнительного образования в школах. Чтобы освоить азы лего-конструирования с элементами программирования и использовать поставленный набор на уровне начальной школы, Наталья Филипповна прошла переподготовку по направлению «Педагог дополнительного образования», курсы повышения квалификации, просмотрела не один вебинар и видео-сюжет, изучила массу методической литературы.

Почему стоит использовать лего-конструирование в начальной школе? – этот вопрос мы адресовали Н.Ф. Остащенко, проводившей мастер-класс по лего-конструированию.

– Лего-конструктор – это современное средство обучения детей. Он повышает мотивацию ребёнка к обучению, так как требуются знания из многих учебных дисциплин. Способствует многостороннему развитию и занятости ребёнка во внеурочное время, побуждая его продолжать работу, узнавать новое! Конструирование тесно связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребёнка. Совершенствуется острота зрения, точность цветовосприятия, тактильные качества, развитие мелкой мускулатуры кистей рук, восприятие формы, размеров объекта (детали). Развивается логическое и пространственное мышление. Ребята учатся работать по предложенным инструкциям в группах, сотрудничая, учась работать в команде. Позже – создают свои лего-конструкции, дополняя их подходящими программами на движение и звук.

Обучающиеся Натальи Филипповны посещают кружок по лего-конструированию с большим интересом. Надеемся, что ребята продолжат своё увлечение. А педагог обязательно поддержит их интерес.

 

Робототехника в дополнительном образовании детей

Следующий мастер-класс прошёл по применению робототехнического конструктора программируемых моделей инженерных систем (КПМИС). Данное направление – это    своеобразное продолжение  работы по лего-конструированию на среднем уровне образования, но в более сложной интерпретации. Мастер-класс провёл Дмитрий Валерьевич Морозов, учитель физики и информатики Топчихинской средней школы №1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева, педагог Центра «Точка роста».

На мастер-классе педагоги собирали робототехническую модель, устанавливали программу и… повышали самооценку полученными результатами. Сложно, но интересно! Увлекательно и необычно! Страшно допустить ошибку, но захватывает! А главное – в ногу со временем!

Робототехнический конструктор программируемых моделей инженерных систем (КПМИС) поступил в школу в рамках запуска работы по программам дополнительного образования в школах. Для соответствия профстандарту «Педагог дополнительного образования детей» Дмитрий Валерьевич прошёл переподготовку по данному направлению, изучил особенности работы робототехнического конструктора.

Зачем использовать робототехнический конструктор в дополнительном образовании детей? – на этот вопрос мы попросили ответить Д.В. Морозова, проводившего мастер-класс по робототехнике.

– Робототехнический конструктор программируемых моделей инженерных систем (КПМИС) – это одно из современных средств обучения детей на уровне средней школы. Конструктор позволяет изучать основы электроники, кибернетических и встраиваемых систем. КПМИС предназначен для разработки программируемых моделей на основе многофункционального контроллера типа «Arduino Mega 2560» и разработки мехатронных систем с большим числом приводов, мобильных и манипуляционных роботов, оснащённых системой технического зрения.

Работа с КПМИС в значительной степени сводится к профориентации обучающихся. Для работы с робототехническим конструктором мало знать информатику, физику, математику – нужно понимать принципы работы, последовательность выполнения шагов, причины отклонений в работе созданного робота. И самое главное – иметь неподдельный интерес.

Ребята, посещающие кружок по робототехнике, понимают, с каким направлением они хотели бы связать свою жизнь. И в этом немаловажная, а точнее – главная роль принадлежит педагогу. Уверены, что у ребят всё получится, а педагог подставит им надёжное плечо.

 

Сайтостроение – реалии нашего времени

Мастер-класс по созданию персонализированной страницы педагога в сети Интернет провёл Константин Олегович Сиков, учитель русского языка и литературы Переясловской школы – филиала Топчихинской средней школы №1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева, педагог Центра «Точка роста».

Константин Олегович рассказал о платформах, на которых можно создать личный сайт или персональную страницу. Пояснил все плюсы и минусы каждой. Подробно остановились на оптимальном варианте создания персональной страницы. Под чутким руководством     педагога стажёры создали пробную страницу в сети    Интернет.

К.О. Сиков ведёт кружок «Сайтостроение» в Центре «Точка роста». Так же, как и другие педагоги школы, он прошёл переподготовку по направлению «Педагог дополнительного образования детей». Увлечённый молодой педагог грамотно преподносит информацию, заинтересован сам и увлекает данным направлением детей. Ребята с большим удовольствием посещают его кружок, учатся у педагога не только сайтостроению, но и упорству в достижении своих целей.

– Нужно ли с учащимися изучать в школе сайтостроение, пусть даже в рамках дополнительного образования? – об этом мы спросили К.О. Сикова.

– ИКТ-компетентность педагога в области цифровой образовательной среды сегодня предполагает его знания, возможности и их реализацию в данном направлении. Если мы понимаем и принимаем вызовы времени, то идём в ногу со временем, готовим детей к жизни в настоящем и скором будущем. Иметь личный сайт или персонализированную страницу сегодня – это норма времени. Уметь её правильно и грамотно оформить и вести – это сложный вопрос. Задача педагога – помочь ребятам найти правильное решение.

Сегодня иметь свою страницу или сайт в сети Интернет очень важно, т.к. это своего рода дополнительная реклама, информация об учреждении или организации, его возможностях, услугах, товарах. Учась сегодня строить и правильно оформлять сайт или страницу в сети Интернет, ребята приобретают бесценные знания и опыт. Возможно, что они свяжут свою профессию с данным направлением. Или это будет достаточно прибыльное хобби.

Сегодня персональный сайт или личная страница в сети Интернет – это не прихоть, а скорее – норма времени. Для педагога это визитная карточка, дающая возможность продемонстрировать свои достижения, поделиться опытом с коллегами. На сайте педагога может находиться личная информация, контакты, сведения об образовании, информация об опыте работы, профессиональных достижениях, разработки уроков, классных часов, мероприятий, учебные дидактические материалы и многое другое. Наличие сайта – это один из критериев оценки профессиональной деятельности педагога при аттестации.

Ребята, посещающие кружок по сайтостроению, по-настоящему увлечены. Они изучают то, что поможет им определиться с выбором профессии. А педагог им в этом поможет. Пожелаем всем успехов и достижений!

 

Создаём видеоролики и уникальные сюжеты

И ещё один мастер-класс – по созданию видеоролика или фильма – провела Ирина Александровна Чаленко, учитель начальных классов Топчихинской средней школы №1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева, педагог Центра «Точка роста». Ирина Александровна рассказала о возможностях  создания видеоролика во встроенном видео-редакторе Windows 10. Педагог подробно инструктировала каждый шаг стажёров при создании ролика. Под руководством Ирины Александровны был создан первый видеоролик.

И.А. Чаленко ведёт кружок «Сам себе режиссёр» в Центре «Точка роста». Она прошла переподготовку по направлению «Педагог дополнительного образования детей». Ирина Александровна – увлечённый педагог, идущий в ногу со временем, «разговаривающий» на «ты» с современными инофрмационно-коммуникационными технологиями. Педагог не в первый раз проводит мастер-классы по своим наработкам, делится опытом с коллегами школы, района, а теперь и Алейского образовательного округа.

Школьники с большим интересом посещают кружок «Сам себе режиссёр». Это увлекательное занятие связано с практическим применением знаний в жизни. Ребята с удовольствием создают видеоролики, фильмы не только в школе, но и дома для своей семьи, родственников, друзей.

Ирина Александровна, где может пригодиться умение создавать видеоролик

– Умение создавать видеоролик сложно переоценить. На мастер-классе я рассказала о возможностях работы приложения «Видеоредактор» в операционной системе Windows 10. Данное приложение позволяет создавать видеосюжеты из имеющихся фотографий, видео, накладывая музыку, эффекты и анимированный текст. За небольшой промежуток времени можно создать свой неповторимый видеоролик. Полученные знания педагоги могут использовать для работы: подготовить небольшой учебный ролик, для какого-либо меро-приятия, подвести итоги того же мероприятия. Также, используя информацию, можно подготовить поздравление на день рождения или какой-то праздник для своей семьи. Варианты применения приложения безграничны…

Видеоресурсы используются сегодня в школе как эффективное средство обучения. Их преимущества очевидны: аудиовизуальный ряд, динамика сюжета, возможности многократного воспроизведения и другое. Для педагога – это возможность «оживить» урок или мероприятие, сделать его ярким, запоминающимся. Вариантов создания и использования видеосюжетов огромное множество. Главное – знать: зачем создаю, аудитория, для которой создаю, и что хочу получить в итоге?

Ребята, посещающие кружок «Сам себе режиссёр», с большим азартом создают новые видеоролики, фильмы, сюжеты. Пожелаем всем творческих успехов!

 

Стажёрская практика – новые знания, обмен опытом

Подводя итог мероприятия, можно сказать, что на первых двух мастер-классах по лего-конструированию и робототехнике педагоги поделились вариантами использования конструкторов в дополнительном образовании детей. На третьем и четвёртом мастер-классах педагоги рассказали о возможностях применения полученных знаний в профессиональной деятельности педагога.

Чтобы понимать значимость проведённого мероприятия, мы запустили анкету с использованием бесплатного конструктора «Яндекс.Формы». Это отличный способ получить обратную связь, не используя традиционный бумажный вариант. Тем более что сведением информации занимается сам Конструктор. По результатам опроса получили следующие отзывы: «Действительно стажёрская ПРАКТИКА!», «Проводите чаще подобные мероприятия!», «Многому научились. Будем использовать в работе. Спасибо!».

Что нам дало проведение стажёрской практики для педагогов Алейского образовательного округа по теме «ИКТ-компетентность педагога: возможности реализации цифровой образовательной среды на уровне образовательной организации»? Во-первых, это отчёт о проводимой работе. Во-вторых, демонстрация накопленного опыта педагогами школы. В третьих – получение оценочных суждений. В четвёртых – удовлетворённость и понимание, что идём верной дорогой. И самое главное – понимаем, как дальше расти. Формула «Увлечённый педагог = увлечённые дети» работает!