Счастлива помогать детям

28
Фото автора

 

Речь тесно связана со всеми психическими процессами человека, овладеть ею – задача не из лёгких. Сегодня наблюдается множество проблем в формировании речевых навыков у дошкольников. О том, как их решить, мы побеседовали с учителем-логопедом детского сада «Солнышко» села Топчиха Светланой Николаевной Лысовой.

 

Путь становления специалиста

Светлана Николаевна родилась и выросла в селе Парфёново Топчихинского района. В детстве она мечтала стать учителем начальных классов, как её любимая первая учительница Татьяна Максимовна Писарева. Для исполнения детской мечты Светлана Николаевна поступила в Барнаульский государственный педагогический колледж, после успешного окончания её перевели на третий курс педагогического университета. В 1997 году она стала дипломированным учителем начальных классов и загорелась желанием получить опыт работы в городской школе.

По распределению Светлана Николаевна попала в речевую школу города Барнаула. Молодой специалист не знала специфику таких школ. Во время работы она столкнулась с тем, что ученики школы страдают тяжёлыми нарушениями речи. В паре с молодым учителем начальных классов ещё работал учитель-логопед. Четыре года Светлана Николаевна набиралась опыта, посещала занятия опытных педагогов, изучала педагогическую литературу. Когда напарник логопед получила повышение, перед учителем начальных классов встал вопрос о получении логопедической специальности самой. Благодаря поддержке родителей Светлана Николаевна получила второе высшее образование. Училась она полтора года в Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования. Учреждение известно своей сильной научной базой и опытными преподавателями. После получения диплома ей разрешили заниматься логопедической деятельностью, и Светлана Николаевна проработала в речевой школе ещё два года: вела начальные классы и логопедию.

Волею судьбы в 2003 году молодой учитель-логопед возвращается в родной район, в Топчиху, и переводом из речевой школы устраивается на работу в детский сад «Солнышко». Однако работать пришлось в двух детских садах: на улице Яблочной и в военном городке в детском саду «Звёздочка», так как специалисты в сфере логопедии в то время были редкостью. В селе работала только Татьяна Васильевна Катренко – в детском саду «Ласточка». И Светлана Николаевна сразу же пошла с ней знакомиться, ведь до этого с дошкольниками никогда не работала. Она с интересом рассматривала кабинет дошкольного логопеда, который отличался от школьного наличием игрушек и логопедических игр, предназначенных для малышей, там царила особая атмосфера. Пообщавшись с Татьяной Васильевной, поняв специфику детского сада, что здесь основой является игровая деятельность, Светлана Николаевна погрузилась в творческую работу. Со временем у неё появилось множество всяких пособий, каждый раз она старается придумать что-то новое. Свой кабинет логопед обустраивала сама, большинство дидактических игр были разработаны лично Светланой Николаевной.

Стаж специалиста в должности учителя-логопеда – 22 года, общий педагогический – 25 лет. В детском саду «Солнышко» она проработала 20 лет. За свой усердный труд и успехи в работе Светлана Николаевна удостоилась чести попасть на Доску почёта района. Это событие оказалось для неё неожиданным, было приятно осознавать, что её многолетний труд оценён по достоинству.

 

Великий труд исправления дефекта речи

В последние годы отмечается рост дефектов речи среди дошкольников. В подготовительной группе детского сада примерно половина ребят нуждается в помощи логопеда. Статистика показывает, что с каждым годом таких детей становится всё больше.

Ещё совсем недавно большинство детей не имело сложных логопедических проблем. От специалиста требовалось лишь поставить несколько звуков и немного развить речь. Такие проблемы исправлялись за год работы, и ребята благополучно продолжали обучение в школе.

Но в настоящее время увеличилось количество детей с тяжёлыми нарушениями речи. Всё чаще встречаются случаи общего недоразвития речи, когда дети начинают говорить в три, пять лет. Родители ждут, что ребёнок «разговорится», упуская драгоценное время. Задержка речевого развития, как правило, влечёт за собой задержку психического развития. Отставание возникает в связи с отсутствием активного словарного запаса, неумением строить простые и распространённые предложения, выражать свои мысли и усложняется тем, что у ребёнка страдают внимание, память.

Причин возникновения нарушений речевого развития ребёнка достаточно много. Они могут возникнуть уже в первом триместре беременности, если мама болела инфекционными заболеваниями в период, когда у малышей закладывался речевой центр в коре головного мозга. Вредным для малыша является гипоксия – кислородное  голодание во время беременности либо асфиксия по причине обвития пуповиной, стремительные или затяжные роды, кесарево сечение также могут оказать своё негативное влияние. Алкоголь, курение, употребление наркотиков, которые могли употреблять родители ребёнка, несёт непоправимый вред ребёнку. После рождения на неокрепший организм могут повлиять разнообразные инфекции.

Из социальных проблем можно выделить недостаток живого общения с ребёнком. Очень часто современные родители заменяют его телефоном или телевизором в ущерб реальной практике речи. Поэтому Светлана Николаевна всегда напоминает родителям о важности чтения потешек, стихов, сказок, применения пальчиковых игр, использования самых простых упражнений артикуляционной гимнастики. Родителям не нужно самостоятельно ставить звуки, этим занимаются специалисты, а вот гимнастика полезна всем детям. Упражнения самые простые, ими навредить невозможно.

Учитель-логопед большое внимание уделяет информационно-просветительской работе с родителями: готовит консультации, буклеты по актуальным темам, выступает на родительских собраниях, где проводит небольшие мастер-классы. Обязательно организует индивидуальные консультации и открытые занятия для родителей, чтобы им стало понятнее, на что обратить внимание, чтобы помочь ребёнку исправить дефекты речи.

Светлана Николаевна готова оказывать помощь всем детям, чьи родители к ней обратились, и напоминает, что для этого в детском саду организован консультационный пункт, где специалисты помогают справиться с трудностями у детей дошкольного возраста.

Специалисты стремятся максимально использовать возможности сензитивного периода, когда в сознании ребёнка закладывается фундамент знаний, умений и навыков. Взрослым стоит помнить, что  не стоит затягивать с речевым дефектом ребёнка, проблемы всё равно дадут о себе знать. Они накапливаются и происходит эффект снежного кома, когда ребёнок приходит в школу с неисправленной устной речью, а там возникают проблемы в письменной речи в виде дисграфии. «В обществе сложился стереотип, что логопед – волшебник, который сам быстро исправит дефекты речи», – говорит Светлана Николаевна. И в опровержение этого мнения приводит слова основоположника русской логопедии Е.Ф. Рау: «Не чудо, а  большой труд лежит в основе исправления дефекта речи». Причём труд совместный учителя-логопеда, ребёнка, родителей и воспитателей.

Помимо работы с родителями в вопросах коррекции речи, Светлана Николаевна уделяет большое внимание взаимосвязи с воспитателями детского сада, учителями школы. Участвует в методических объединениях педагогов дошкольного образования и в объединении психологов и учителей-логопедов района, транслируя свой опыт работы. Делится своими знаниями с молодыми специалистами, является членом территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. Видя большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья, которым нужна квалифицированная помощь специалистов, отмечает, что в настоящее время потребность в учителях-логопедах в Топчихинском районе достаточно высока. Хотелось бы, чтобы такие специалисты были в каждом детском саду и каждой школе района.

 

Опыт побед

В кабинете у Светланы Николаевны много собственных дидактических игр. Во время занятий она добивается высокой заинтересованности детей в работе над произношением с помощью игр. Сами того не замечая, ребята отрабатывают появившийся в их речи новый звук. Основные правила, которыми руководствуется Светлана Николаевна, в работе с детьми, это поддержание интереса и похвала даже за малейшее достижение, что мотивирует и вызывает желание трудиться.

Учитель-логопед выбрала для саморазвития непростую тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста методом проектной деятельности». Светлана Николаевна реализует с детьми логопедические проекты, которые помогают детям автоматизировать звуки, развивать дыхание, совершенствовать грамматический строй речи. Ребята под руководством учителя-логопеда и с помощью родителей, реализуют индивидуальные исследовательские проекты и презентуют их перед строгим жюри. Две работы в разные годы стали лауреатами краевого конкурса «Юный исследователь». Первая называлась «Моя родословная», автор изучила историю своей семьи вплоть до седьмого колена. Девочка с интересом рассказывала о жизни своих предков. Другая исследовательская работа была посвящена изготовлению мыльных пузырей и изучению их особенностей выдувания на морозе. Мальчик рассказал и показал опыты своим друзьям в группе, вызвав восторг и удивление.

Воспитанники Светланы Николаевны каждый год участвуют во Всероссийском дистанционном конкурсе выразительного чтения стихов «Памяти павших будьте достойны!». Несколько раз ребята из детского сада «Солнышко» становились победителями патриотического конкурса.

«Я люблю свою профессию, – признаётся Светлана Николаевна. – Приходят ко мне «молчуны», я их обожаю. Мы три года усердно занимаемся, готовимся к школе. Когда «молчун» начинает говорить, чувствуешь радость, удовлетворение от своей работы. Есть дети, которые и за год показывают прекрасные результаты. Когда мы «ставим» звуки, то обязательно всем демонстрируем результат нашей работы: готовим сценки, показываем кукольные спектакли детям и родителям. Для ребят это большой стимул. В работе учителя-логопеда результат всегда видно, хоть он и немного отсрочен».

Современный логопед – это педагог, который, работая с детьми, делает вклад в их завтрашний день, формируя навыки владения правильной речью, дающие перспективы для их успешной жизни. Учитель-логопед учится всю жизнь, развивая и совершенствуя свой профессиональный опыт и щедро делясь им с коллегами и единомышленниками, родителями.

 

Екатерина БАЛУЕВА.

Фото автора.