В стране финансовой грамотности

203
Предоставлено автором

 

Оставаться в душе ребёнком, чтобы быть на одной волне со своими подопечными, где-то похвалить, а иногда и пожурить маленького проказника, быть творческой личностью, непрерывно занимающейся саморазвитием – это далеко не полный перечень всех функций, которые удаётся совмещать воспитателям.

Работа с детьми всегда требует огромной самоотдачи. Порою приходится отвечать маленьким непоседам на довольно сложные вопросы, говорить с ними на доступном их пониманию языке, к примеру, о… финансах. Но как же все эти знания донести до детей пяти-шести лет, а то и трёхлетнего возраста? Можно ли увлечь их рассказами об экономике в столь юные годы и развить у них зачатки финансовой грамотности? Именно эта тема активно обсуждалась в детском саду «Солнышко» с. Топчиха на мастер-классе по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Время не стоит на месте. В каждой сфере жизнедеятельности ежегодно появляются  новые формы, направления и методы работы. Это касается и педагогики – как школьной, так и дошкольной. Например, одним из сравнительно новых направлений в дошкольной педагогике является финансовое обучение и воспитание детей. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая первичными финансовыми знаниями, пока ещё на житейском уровне.

Задача обучения финансовой грамотности довольно трудная, но решаемая. Это доказали все присутствующие на мастер-классе воспитатели. У каждого из них были подготовлены интересные выступления с творческим подходом, с использованием дидактических игр, театральной деятельности. Старший воспитатель Татьяна Юрьевна Юношева в самом начале мастер-класса рассказала об основах финансового обучения дошкольников. Музыкальный руководитель Татьяна Ивановна Ермакова предложила всем участникам поиграть в игру «Музыкальный магазин». Каждый воспитатель мог «купить» любой понравившийся музыкальный инструмент, но предварительно должен был ответить на вопрос «продавца» и «заработать» монетку. За правильный ответ Татьяна Ивановна выдавала воспитателю «денежную купюру», и потом весь коллектив, пополнив свою «бюджет», дружно отправился в магазин за «товаром». Эта несложная игра учит детей, в первую очередь, тому, что для совершения любой покупки требуется заработать денежные средства.

Также были продемонстрированы игры, где дошколята учатся распределять свои потребности на «необходимые» и «желаемые». Иметь представление о том, что в первую очередь является более важным: покупка лекарства или чипсов, оплата за электричество или покупка новой компьютерной игры?

Познакомить ребёнка с элементарными понятиями финансовой грамотности можно и с помощью театрализованной игры с участием сказочных персонажей. Для этого достаточно немного включить фантазию – и цель будет достигнута. Вот в гости к Лисичке приходит Медвежонок, для которого стало открытием, что за любую понравившуюся в магазине вещь нужно заплатить определённую сумму, а не просто взять её, сказать продавцу «спасибо» и уйти, не рассчитавшись. Лисичка рассказывает Медвежонку, как правильно обращаться с деньгами, где их хранить, что нужно делать, чтобы их заработать и т.п.

Все представленные игры и задания направлены на одно – с детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Основная цель проведения подобных мастер-классов – повышение профессионального мастерства педагогов в использовании современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности  дошкольников в условиях дошкольного учреждения с необходимостью экономического воспитания, его возможностями и с введением в практическую деятельность детского сада игр экономического содержания. Мне удалось побывать на мастер-классе и почерпнуть для себя много новой и полезной информации. А помогли мне в этом Татьяна Юрьевна Юношева, Ольга Михайловна Бенюх, Татьяна Викторовна Беребердина, Ольга Михайловна Крылова, Татьяна Ивановна Ермакова, Елена Геннадьевна Кускочева, Ольга Михайловна Кирпиченкова, Екатерина Александровна Парамонова.

 

Олеся ГОЛОЛОБОВА.