22 апреля 2023 года состоялась 9-я внеочередная сессия Топчихинского районного Совета депутатов седьмого созыва по вопросу: «Отчёт главы района о результатах своей деятельности и деятельности Администрации района в 2023 году».
Уважаемые депутаты и приглашённые!
В 2023 году мы продолжили жить и работать в условиях специальной военной операции, высокого санкционного давления, нарастающих внешних угроз. Работаем с удвоенной силой, понимая, к чему стремимся.
Видим проблемы, прилагаем все имеющиеся у органов местного самоуправления силы и ресурсы для их положительного разрешения. При этом все должны понимать, что наши ресурсы ограничены объективными и субъективными факторами. Именно в это сложное время необходимо единение всех управленческих ветвей, а не их разбалансировка, ведущая к новым, причём нерешаемым проблемам.
Доклад состоит из трёх блоков:
первый – о результатах выполнения приоритетных задач, поставленных нами на 2023 год;
второй – о результатах деятельности при осуществлении полномочий по решению вопросов местного значения и переданных государственных полномочий;
третий – краткая справка о социально-экономическом состоянии района.
Результаты выполнения приоритетных задач 2023 года
На должном уровне проведена избирательная кампания по выборам Губернатора Алтайского края. Большинство из нас принимали активное участие в главном общественно-политическом событии года. Теперь В.П. Томенко активно поддерживает наш район.
В январе 2023 года вы поддержали меня, избрав главой района на второй срок.
Хочу отметить, что реализация отдельных масштабных проектов, о которых буду говорить, осложнена внешней зависимостью от третьих сторон, ресурсными ограничениями либо длительностью процесса реализации.
Хорошая новость – проектным институтом «Алтайгражданпроект» завершено проектирование строительства средней общеобразовательной школы №2 с. Топчиха на 550 учащихся, которое велось три года – с января 2021 по декабрь 2023. Однако уже более 6 месяцев (с 28.09.2023) проект находится на государственной экспертизе. Стоимость проектных работ, включая госэкспертизу, составила 12,7 млн руб. из краевого бюджета. Общая стоимость строительства школы составляет 1,6 млрд руб., после экспертизы она может измениться.
Мы заинтересованы в скорейшем начале строительства, но в данной ситуации зависим от внешних факторов.
В Президентский проект «Модернизация школьных систем образования» на капитальный ремонт (по аналогии с Тополинской и Хабазинской школами) нами заявлены три школы: Красноярская, Переясловская, Победимская. Ожидаем включения в проект.
Кроме того, в КАИП 2024 года уже включены капитальный ремонт здания детского сада с. Чистюнька, районной библиотеки, заявлен капитальный ремонт здания детского сада на ул. Яблочная с. Топчиха. Готовится смета по ремонту Кировского сельского Дома культуры.
Завершён важный для нас объект – капитальный ремонт терапевтического отделения Топчихинской ЦРБ, затронувший лестничные пролёты всех этажей стационара, инженерные системы, входные группы и другое (стоимость – более 23 млн рублей). Напомню развитие событий, которые начались в апреле 2022 года, когда в рамках посещения Губернатором Топчихинского района мной была озвучена необходимость проведения ремонта. Несмотря на то, что объект краевого значения, Администрация района была заинтересована в скорейшем решении вопроса, поэтому сметная документация подготовлена нашими специалистами самостоятельно. Задержки на уровне Минздрава мне приходилось решать лично. Для нас главное, что мы сдержали данное слово, сделали всё от нас зависящее и исполнили своё обещание.
Следующий масштабный проект «Газификация района» находится в активной фазе. Проектирование строительства межпоселкового газопровода высокого давления от Калманки до Топчихи завершено. Определён подрядчик для выполнения работ по строительству, выполнена разбивка трассы, идёт строительство газопровода. При плановом завершении строительства в 2025 году будет определена перспектива строительства газопровода до других населённых пунктов района.
Проектной организацией «Альфа-проект» разработан проект строительства 30 км распределительного газопровода в с. Топчиха, который прошёл государственную экспертизу. Начало работ запланировано на 2025 год.
Госэкспертизу успешно прошёл ещё один объект «Газовая котельная по ул. Партизанская в с. Топчиха» (стоимость строительно-монтажных работ – 23 млн рублей). Строительство планируется в течение 2024-2025 гг.
По федеральному проекту «Спорт – норма жизни» национального проекта «Демография» построена площадка ГТО на ул. Куйбышева с. Топчиха. Устройство основания площадки выполнено за счёт средств районного бюджета (807,6 тыс. руб.). На оборудование и его установку получены средства из краевого бюджета в размере 2,94 млн рублей.
В культурной жизни района состоялось знаковое событие: в январе 2024 года по многочисленным просьбам жителей открыт 3D-кинозал. Это стало возможным благодаря победе в конкурсе 2023 года единственной от Алтайского края заявки Топчихинского района. По национальному проекту «Культура» через «Фонд кино» на кинооборудование и звук выделены федеральные средства 8,99 млн рублей. Устройство аппаратной, кассы, обеспечение интернета выполнены средствами районного бюджета в размере 253,6 тыс. рублей.
Хочу сказать, что было огромное желание открыть кинотеатр в Топчихе: я всегда считал, что сельские жители тоже должны иметь возможность смотреть кино в хорошем качестве и комфорте. Я доволен результатом. Надеюсь, зрители тоже по достоинству оценили наши усилия.
Ещё одним важным аспектом, повышающим привлекательность района, является строительство жилья. С 2023 года за счёт средств краевого бюджета в размере 4 млн руб. ведётся проектирование строительства многоквартирного дома на 12 квартир для работников социальной сферы в с. Топчиха. Окончание проектирования – 2024 год. Выделен земельный участок на ул. Октябрьская. Ведётся активное сотрудничество с проектантами.
В целях комплексной застройки райцентра за счёт расширения земель со стороны въезда на ул. Сизова продолжается подготовительная работа. Внесены изменения в генплан с. Топчиха, готовятся проекты планировки и межевания территории.
Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры
В сентябре 2023 года завершены строительно-монтажные работы новой угольной автоматизированной котельной в с. Топчиха. Котельная не запущена, заканчивается монтаж оборудования, ведутся пусконаладочные работы, весной будет завершено благоустройство территории. Планируем следующий отопительный сезон осуществлять новой котельной.
В с. Топчиха выполнена реконструкция теплосети, соединяющей новую котельную с магистральной сетью, протяжённостью 2,67 км. Общая стоимость проекта – 223 млн руб., в т.ч. 218 млн руб. из краевого бюджета, 5 млн руб. из муниципального.
Особую важность имеют вопросы улучшения качества водоснабжения. В 2023 году по госпрограмме «Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами» выполнен капитальный ремонт скважин в с. Чистюнька и в связи с выходом из строя – в с. Фунтики. Завершены работы по двум переходящим объектам капремонту водозаборных узлов с установкой водонапорных башен в сёлах Красноярка и Покровка. Общая стоимость реализации проектов – 21,3 млн руб., из них 20,7 млн руб. из федерального бюджета, 384,5 тыс. руб. из краевого, 243,9 тыс. руб. из муниципального.
Сложным в техническом исполнении стал ремонт водозаборного узла в с. Песчаное. Пробурено две скважины, но достаточного дебета воды нет, работы не приняты, не оплачены. По результатам гидрологического изучения недр получена рекомендация по размещению нового водозабора. На основании проведенных проектно-изыскательских работ направлено ходатайство в Минстрой Алтайского края о выделении средств краевого бюджета на проектирование.
В рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» в прошлом году завершена реконструкция водопроводных сетей и сооружений в с. Парфёново протяжённостью 17,2 км. Контракт выполнения работ – двухгодичный. Пробурены две новые скважины, установлена водонапорная башня, дизель-генераторная установка. Стоимость проекта – 72,8 млн рублей.
Следующая задача – подключение домовладений к новому водопроводу. Стоимость работ – 36,7 млн рублей. Наша заявка на выделение средств на рассмотрении на уровне края. Рассчитываем, что в 2024 году работы будут выполнены.
Проект реконструкции во- допроводных сетей и сооружений в с. Чистюнька (стоимость – 96,9 млн руб.), ранее включённый в региональный проект «Чистая вода» на 2025 год, исключён. Направлена повторная заявка на включение в региональную программу модернизации коммунальной инфраструктуры.
В эту же программу заявлен ещё один масштабный проект – реконструкции водопроводных сетей и сооружений в с. Топчиха стоимостью 461,9 млн рублей. Ожидаем результаты рассмотрения наших заявок.
Включены в госпрограмму «Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами» 2024 года капитальный ремонт водонапорной башни на ул. Пролетарская с. Топчиха, скважины с заменой водонапорной башни в с. Белояровка.
Подготовлены сметы и направлены заявки на включение в госпрограмму капитального ремонта систем водоснабжения с. Сидоровка, с. Переясловка, п. Ключи.
Объекты водоснабжения Победимского сельсовета, которые обслуживал Племрепродуктор «Чистюньский», приняты в муниципальную собственность и переданы на обслуживание ООО «РСУ».
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
В 2023 году продолжена работа по капитальному ремонту светильников уличного освещения. Заменено 110 светильников в Победимском сельсовете, стоимостью проекта 3,9 млн руб., из них 3,4 млн руб. из краевого бюджета с долей софинансирования из муниципального бюджета. Затраты на технологическое присоединение светильников составили более 1,1 млн рублей.
Имеются готовые проекты по двум сельсоветам, но из-за значительных сложностей при взаимодействии с электросетевыми компаниями по технологическому присоединению дальнейший формат модернизации уличного освещения находится на обсуждении.
Мониторинг результатов экономической эффективности проведённого в 2018 году капитального ремонта уличного освещения в с. Топчиха показал, что за 5 лет проект окупился полностью. Теперь задача – регулярно обслуживать сеть, своевременно заменяя светильники.
Продолжена планомерная работа по совершенствованию систем отопления в социальных объектах. Выполнены их частичные ремонты в семи образовательных организациях, двух клубах, трёх сельских администрациях. Из муниципального бюджета выделено более 1,1 млн рублей.
В 2023 году в Макарьевском и Ключевском сельских Домах культуры отремонтированы кровли, заменены окна, входные группы. В Макарьевке удалось дополнительно отремонтировать отмостку и крыльцо. Общая сумма ремонта составила 7,3 млн руб., из них 6,4 млн руб. средства краевого бюджета, 943 тыс. руб. – муниципального.
В 2024 году начат капитальный ремонт спортзала Парфёновской средней школы.
Создание комфортной среды
В рамках региональной программы «Формирование комфортной городской среды» в с. Парфёново на территории, прилегающей к зданию обновленного сельского Дома культуры, обустроен сельский парк. Асфальтированная пешеходная зона соединила территории Дома культуры, детской площадки и зоны отдыха. Стоимость проекта – 3,3 млн руб., в т.ч. 3 млн руб. – средства краевого бюджета.
Очень серьёзный комплексный проект по данной программе и также программе ремонта памятников в общем размере 8 млн руб. намечен к реализации в 2024 году в Фунтиках.
Очень радует, что региональный Проект поддержки местных инициатив популярен. В 2023 году 10 сельских поселений реализовали свои инициативы на сумму 15,6 млн руб., из них 3,6 млн руб. из муниципального бюджета, 795 тыс. руб. внесли граждане, 414 тыс. руб. – юридические лица.
Обустроены 2 спортплощадки в сёлах Песчаное и Хабазино. Появились новые детские площадки на ул. Карнакова в Топчихе, в Чаузово и Труде, отремонтирована дорога в Кировском, обустроена площадь со сценической площадкой в Белояровке, устроена уличная танцплощадка в рамках продолжения благоустройства сельского парка в Фунтиках, установлено новое ограждение кладбищ в Зимино и Макарьевке.
За 6 лет участия в ППМИ удалось реализовать 48 проектов. На 2024 год планируется к реализации ещё четыре проекта в Белояровке, Топчихе, Сидоровке, Фунтиках.
На дорожную деятельность по ремонту и содержанию внутрипоселенческих дорог в 2023 году выделено 28,9 млн руб., в т.ч. муниципальный дорожный фонд – 27,4 млн руб. На капитальный ремонт направлено 14,6 млн руб., на содержание: очистку от снега, грейдирование, окос обочин, очистку водосточных систем, подсыпку и др. – 14,3 млн рублей.
Так, в с. Топчиха выполнен капитальный ремонт асфальтового покрытия участков дорог на переулках Школьный и Садовый, щебёночного покрытия участка дороги ул. Правды от ЦРБ до поворота на Макарьевку. Общая стоимость работ – 12,7 млн. руб., в т.ч. 11,4 млн руб. из краевого бюджета.
В рамках реализации Проекта поддержки местных инициатив в п. Кировский выполнен капитальный ремонт дороги по ул. Гагарина в щебёночном покрытии стоимостью 1,4 млн рублей. Сверх проекта из районного бюджета добавлены ещё 515,7 тыс. руб. на устройство основания дороги.
По этому же проекту в 2024 году будет проведён ремонт уже третьей дороги в с. Топчиха на ул. Титова. Благодарю активных жителей, которые заинтересованы в благоустройстве села.
Так как ул. Комарова с. Топчиха пострадала при проведении реконструкции теплосети, на 2024 год запланирован её капитальный ремонт с устройством щебёночного покрытия по госпрограмме «Развитие транс-портной системы Алтайского края». Подрядчик определён, контракт заключён, к работам возможно будет приступить после полной просушки основания дороги. Стоимость контракта 6,95 млн руб. (4,4 млн руб. – краевой бюджет, 2,5 млн руб. – районный бюджет).
Предложения по ремонту проблемных участков дорог регионального значения (между населёнными пунктами) на регулярной основе нами направляются в Министерство транспорта АК. Удалось доказать социальную значимость и необходимость проведения капитального ремонта подъезда к п. Кировский, 2,3 км которого отремонтировано в 2023 году.
С 2022 года продолжается ремонт асфальтобетонного покрытия региональной дороги, соединяющей Павловский и Топчихинский районы. На нашей территории выполнено 5 км, в планах ДСУ продолжение работ в течение 2024 и 2025 годов.
Тема необходимости капремонта автомобильной дороги Топчиха – Парфёново – Песчаное нами поднимается с 2019 года. Видим, что проводится ямочный ремонт. Понимаем, что в условиях сокращения финансирования приходится выбирать, поэтому при посещении района Губернатором Алтайского края в октябре 2023 года мной озвучена просьба асфальтирования участка этой дороги от Топчихи до Фунтиков. Нас поставили в план 2026 года, но буду вести переговоры о переносе ремонта на более ранний срок.
В планах дорожников 2024 года: ремонт подъезда к п. Топольный и строительство 2 подъездов к молочно-товарной ферме ОАО «Раздольное», которые примыкают к автодороге «Подъезд к п. Кировский».
Завершена пятилетняя работа по разработке обосновывающих материалов и сметной документации по объекту: «Регулирование русла р. Большая Речка в с. Чаузово». Во избежание подтопления с. Чаузово предполагается строительство спрямляющего канала реки – стоимость строительства 2,95 млн рублей. В январе 2024 получено положительное заключение на смету. Нами направлено ходатайство в Минприроды Алтайского края о выделении средств на строительство спрямляющего канала реки.
В конце 2023 года Правительством АК выделены району 2 единицы дорожной и коммунальной техники – автогрейдер и самосвал. По итогам конкурсов техника по договорам аренды передана единственным их участникам: самосвал марки МАЗ – теплоснабжающему предприятию района для транспортировки угля, автогрейдер – ООО «РСУ».
«О результатах деятельности по осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения и переданных государственных полномочий»
В консолидированный бюджет района поступило доходов в сумме 1165 млн руб., что на 169 млн руб. больше, чем в 2022 году, из них 24% составили собственные доходы (274 млн руб.), которые сложились из налоговых поступлений – 227 млн руб. (83%) и неналоговых поступлений – 47 млн руб. (17%). Хочу отметить, что в краевом рейтинге район занял 7 место по налоговым и неналоговым доходам на душу населения.
Снизилась, но продолжает оставаться на высоком уровне недоимка по доходам – 18,7 млн руб., из них по налоговым доходам – 12,1 млн руб., в т.ч. основные долги: это земельный налог – 7,3 млн руб., налог на имущество физических лиц – 2,6 млн руб., НДФЛ – 1,7 млн рублей. По неналоговым доходам, а именно арендной плате за землю – 6,6 млн рублей.
Продолжает увеличиваться финансовая помощь району из федерального и краевого бюджетов. За прошлый год поступило 891 млн руб. (76% в объёме доходов), что на 156 млн руб. выше уровня 2022 года.
Объём расходов 2023 года составил 1 млрд 131 млн руб., что на 153 млн руб. больше уровня 2022 года. На реализацию муниципальных программ направлено 991 млн руб., что составляет 88% от общей суммы расходов.
В структуре исполнения бюджета по отраслям сохраняется его социальная направленность. Удельный вес расходов на финансирование деятельности муниципальных учреждений социальной сферы составляет 50%, в т.ч. 43% направлено на образование (490 млн руб.), 4% на культуру (43 млн руб.), 2% на социальную политику (24 млн руб.), 1% на физкультуру и спорт (14 млн рублей). На решение общегосударственных вопросов – 9% (101 млн рублей). На 291 млн руб. увеличены расходы в области ЖКХ, благоустройства населённых пунктов и составили 37% (420 млн руб.) вместо 13% в 2022 году.
Муниципальный долг отсутствует, бюджетные кредиты не привлекались, не допущена задолженность по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, по расчётам за электроэнергию, тепло, воду.
По итогам проведённой оценки эффективности 15 муниципальных программ районного уровня 10 программ реализованы с высоким уровнем эффективности, 5 – со средним.
Доходы от использования муниципального имущества составили 27 млн руб., в т.ч. 23,5 млн руб. от аренды земельных участков, 2,3 млн руб. от претензионной работы с неплательщиками. К сожалению, долг неплательщиков составляет 6,6 млн руб., нами направлены документы в суд и службу судебных приставов.
Годовой объём закупок для муниципальных нужд, включая выполнение работ, оказание услуг, составил 629,6 млн рублей. По результатам конкурентных способов определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей выполнено 41,2% от этого объёма (259,6 млн рублей). В результате электронных конкурсов и аукционов сложилась экономия в размере 39,4 млн рублей. В адрес подрядчиков направлено 16 претензий на сумму 1,6 млн рублей.
Предприятия теплоэнергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства стабильно поставляют коммунальные услуги потребителям, в плановом режиме организуют техническое обследование инженерных сетей, проводят капитальные и текущие ремонты, оперативно реагируют на аварийные ситуации.
Продолжают приниматься жёсткие меры по соблюдению органами местного самоуправления, подведомственными учреждениями установленных лимитов тепла, электроэнергии, связи, ГСМ, рациональному использованию угля, обеспечению его сохранности.
Структура системы образования значительно не изменилась (14 образовательных организаций, из них девять школ (юридических лиц), имеющих 13 филиалов, два детских сада (юридических лиц), имеющих три филиала, три учреждения дополнительного образования (ДЮЦ, Спортшкола, ДШИ).
Из-за отсутствия воспитанников приостановлена деятельность детского сада в с. Покровка (структурного подразделения Чистюньской СОШ).
До 81% возросло количество малокомплектных школ (в 2022 – 78%).
В школах обучается 2615, что на 53 школьника меньше уровня 2022 года. Стабильно количество обучающихся по специальным (коррекционным) программам – 304 ребёнка.
Улучшен результат сдачи ЕГЭ. Если в 2022 году 100 % выпускников сдали ЕГЭ по семи предметам, то в 2023 по 11. С 2 до 5 увеличилось количество выпускников, награждённых медалью «За особые успехи в учении».
Продолжается подвоз 214 учеников из 15 населённых пунктов по 12 школьным маршрутам на 10 автобусах.
86% обучающихся охвачено питанием. Обеспечено горячее питание льготных категорий обучающихся за счёт всех видов бюджетов: федерального – 13,4 млн руб., краевого – 3,3 млн руб., районного – 541 тыс. рублей.
Летним отдыхом охвачено 99,5% школьников. В загородных лагерях отдохнули 65 детей, в семи пришкольных лагерях с дневным пребыванием – 288, из них 100 детей за счёт муниципального бюджета. В 14 школах работали дворовые площадки, трудоустроено 47 школьников. Всего на летний отдых, оздоровление и трудоустройство из районного бюджета направлено 333,2 тыс. рублей.
Традиционно новогодние подарки за счёт муниципального бюджета получили школьники из малообеспеченных семей с 5 по 6 класс, а также семей участников СВО – всего 215 ребят. 30 подарков отправлено детям Славяносербского района в составе гуманитарной помощи от Алтайского края. За счёт краевого бюджета все школьники начальных классов обеспечены губернаторскими подарками.
Продолжается оснащение образовательных организаций района компьютерным, учебным, технологическим оборудованием, которое поступило в прошлом году на сумму более 20 млн рублей.
В Белояровской и Фунтиковской школах открыты Точки Роста, всего в районе восемь таких Центров.
Несмотря на стабильную общую численность кадров системы общего образования района в 442 человека, педагогический кадровый потенциал снизился на 14 педагогов и составил 233 педработника. Несмотря на государственную поддержку и муниципальную поддержку, на 3,6% уменьшилась доля молодых педагогов и составила 40 человек против 52 в 2022 году. Общая сумма выплат из районного бюджета муниципальных подъёмных, которые увеличены с 2023 года до 30 тыс. руб. (3 человека), стипендии главы района за отличную учёбу 10 тыс. руб. (2 студента-целевика), составила 110 тыс. рублей.
Дошкольное образование района характеризовалось стабильным кадровым составом (165 работников, их них 69 педагогических) и 100% обеспеченностью местами в детских садах детей в возрасте от 3 до 7 лет. Кроме того, в режиме «ясли» работает новый детский сад в с. Топчиха, принимающий детей с 1,5 лет. Вместе с тем снизилось число посещающих дошкольные учреждения и группы, работающие в режиме детского сада, на 166 детей и составило 654 ребёнка, что повлекло за собой вынужденную оптимизацию кадров в 2024 году.
Родительская плата за присмотр и уход в детских садах не пересматривалась 3 года. С 01.01.2023 плата увеличена на 18 %. Освобождены от родительской платы льготные категории, на что из муниципального бюджета выделено 707 тыс. рублей.
Дополнительное образование успешно реализуют ДЮЦ, Спортивная школа, ДШИ и школы, имеющие лицензию на осуществление деятельности по дополнительному образованию. Доля детей, охваченных дополнительным образованием, составила 78,2%, что на 4% выше уровня 2022 года. В детских объединениях различной направленности занимаются 2649 человек.
Целевой показатель средней заработной платы педагогических работников в районе выполнен на 100 % и находится на уровне средней заработной платы в Алтайском крае.
Продолжается обеспечение условий для развития физической культуры, школьного и массового спорта. Спортшкола является спортивным центром района и современным многофункциональным спорткомплексом. Для сдачи норм ГТО теперь есть специальная площадка. Продолжается строительство новых спортплощадок по проекту ППМИ.
Благодаря большой работе коллектива и спортсменов в итоговом зачёте за 2023 год Топчихинский район входит в 10 лучших спортивных районов края. Подтверждением тому являются 2 место хоккейной сборной района «РиФ» с. Фунтики и 3 место команды по рыболовному спорту на финальных соревнованиях 37-й зимней Олимпиады сельских спортсменов Алтайского края.
По муниципальной программе «Развитие физической культуры и спорта» в 2023 году освоено 11,4 млн руб., в т.ч. 7,7 млн руб. из районного бюджета.
Сфера культуры сохранила свою структуру (центральный Дом культуры с сетью структурных подразделений: центральная районная и детская библиотеки, районный краеведческий музей, 27 сельских домов культуры и клубов, 17 из которых осуществляют библиотечную деятельность).
По итогам деятельности культурно-досуговых учреждений Алтайского края за 2023 год Топчихинский ЦДК занял 2 почётное место.
Большое внимание уделяем охране и сохранению объектов культурного наследия. Участвуем в госпрограммах. На 2024 год запланированы ремонты трёх памятников в Володарке, Комсомольском, Фунтиках.
За год 3 семьи улучшили жилищные условия, являясь участниками жилищных программ «О ветеранах», «Комплексное развитие сельских территорий», «Обеспечение жильем молодых семей»:
1 вдова участника Великой Отечественной войны в размере 3,2 млн руб. Всего в районе с начала действия Указа Президента социальная выплата на жильё предоставлена 194 ветеранам и членам их семей. Больше на учёте граждан данной категории нет;
«Обеспечение жильём молодых семей» (1 семья – социальная выплата 1139,8 тыс. руб., из них 334,2 тыс. руб. из районного бюджета);
«Комплексное развитие сельских территорий» (1 семья – социальная выплата 2,2 млн руб. из средств федерального бюджета на строительство жилого дома).
В стадии окончательной проработки вопрос переселения семей из частного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания.
Продолжается капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, за 2023 проведён ремонт 1 дома в Топчихе. На 2024 год запланирован капитальный ремонт двух домов.
Выполнен плановый показатель по вводу жилья. Общая площадь введённого жилья составила 1,7 тыс. м2. Выдано 14 разрешений на строительство и реконструкцию, 14 разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, предоставлены иные услуги в сфере градостроительной деятельности.
Вопрос улучшения качества связи в населённых пунктах с численностью жителей от 100 до 500 человек решается в рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика» на основании интерактивного голосования, в котором наш район активно участвует с 2021 года. В 2023 году подключены к высокоскоростной мобильной 4G-связи ещё три села: Зимино, Ключи, Макарьевка. В 2024 году будет подключён п. Ульяновский. За п. Труд необходимо всем вместе проголосовать в этом году.
В 1 квартале 2024 по проекту для населённых пунктов от 500 до 1000 чел. запущена базовая станция мобильной связи в Переясловке.
Программы для сёл с численностью до 100 чел. пока нет.
Организация транспортного обслуживания населения продолжает носить сложный характер. Обещания перевозчика-победителя конкурса до конца апреля 2023 года выйти на 3 маршрута Топчиха – Переясловка, Топчиха – Чаячье, Топчиха – Победим, охватывающие восемь населённых пунктов, не выполнены. Проводимые конкурсные процедуры до настоящего времени признаны несостоявшимися, т.к. ни один перевозчик не подал ни одной заявки.
Переговоры с потенциальными пассажироперевозчиками проводятся, но основной проблемой является кадровая: отсутствие на территории водителей нужной категории, желающих работать.
В настоящее время из 38 населённых пунктов по 4 регулярным маршрутам 20 охвачены автобусным транспортным сообщением.
Реализация «мусорной» реформы продолжает носить проблемный характер не только для населения, но и для муниципалитета. Несовершенство в законодательстве, касающееся оформления свалок, отсутствие мусороперерабатывающих комплексов в крае не позволяют решить основные задачи, а именно – вывезти мусор с исторически сложившихся свалок, провести рекультивацию земельного участка. По данной причине региональный оператор не может зайти в иные населённые пункты, несмотря на полную обеспеченность их мусорными контейнерами.
В 2023 году начато проектирование рекультивации свалки в Топчихе, стоимостью 2 млн руб., но к чему мы придём в итоге, пока мало понятно.
В сфере защиты населения и территории от ЧС на постоянной основе функционирует служба ЕДДС, система единого вызова экстренных оперативных служб «112», по которой принято 6399 тыс. звонков, из них 73% (4685 тыс.) ложные либо детская шалость. В ЕДДС поступило 1,5 тыс. сообщений.
Проведены мероприятия, направленные на преодоление «сезонных рисков», безопасность объектов, а также в сфере ГО. Проведено 9 заседаний КЧС района. Чрезвычайные ситуации не допущены, по погодным условиям 4 раза вводился режим повышенной готовности.
По поручению Губернатора АК, на основании ходатайства Администрации района от апреля 2022 года район включён в первую очередь проектирования строительства муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения о ЧС.
В целях обеспечения пожарной безопасности сельские поселения обеспечивают работоспособность пожарных гидрантов, опашку населённых пунктов за исключением труднодоступных мест, где техника не способна пройти.
С каждым годом растёт документооборот. В течение года было рассмотрено и исполнено более 9 тысяч документов деловой почты. Администрацией района принято более 900 правовых актов, подготовлен 41 вопрос, рассмотренный на 5 сессиях районного Совета депутатов.
Возросло количество обращений граждан (на 35 больше 2022 года). Из 112 поступивших письменных обращений 88 обращений (79 %) направлены в вышестоящие органы, в т.ч. 23 Пре- зиденту Российской Федерации, 34 Губернатору Алтайского края. Через Портал обратной связи и систему Инцидент-Менеджмент отработано 68 обращений.
Медиапространство в системе органов местного самоуправления, муниципальных учреждений стало современной реальностью и находится на пике внимания. Ведутся официальные аккаунты, страницы в социальных сетях. Учитывая опыт работы, по данной теме мнение неоднозначное. Как людям ориентироваться и не пропустить нужное и важное в огромном потоке порой незначимой информации?! И как в этих условиях удержать интерес людей к официальной информации?! Поэтому мы продолжаем использовать классические методы живого общения с населением при выездной работе на местах: мои личные встречи с депутатскими корпусами сельских поселений, общественностью.
Благодарю за высокую оценку моей деятельности в 2023 году в рамках оценки эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, руководителей организаций, проводимой в виде ежегодного опроса населения в сети Интернет на сайте Правительства АК и сайте района.
Продолжено правовое обеспечение деятельности по решению вопросов местного значения, в т.ч. по заключённым соглашениям с Администрациями сельсоветов. Подвергались сплошной правовой и антикоррупционной экспертизе 354 нормативных правовых акта, рассмотрено 312 протестов и представлений прокуратуры района. Обеспечено участие в 48 судебных процессах.
Осуществляется передача документов в Регистр муниципальных нормативных актов Алтайского края, а также формирование муниципального регистра, выпускается Сборник муниципальных правовых актов, функционирует официальный сайт муниципального образования Топчихинский район.
Обеспечено формирование и содержание муниципального архива, в котором на начало 2023 года хранится 38867 единиц хранения. В 2 раза возросло количество обрабатываемых запросов, за год обработано 1916 запросов.
Продолжается предоставление муниципальных услуг. За год предоставлено 2446 услуг, из них всего 17,5% граждан обратились в электронном виде.
Продолжается профилактическая работа по вопросам противодействия коррупции.
Кроме вопросов местного значения, Администрацией района осуществляются отдельные, переданные законами Алтайского края, государственные полномочия в сфере опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, деятельности административных комиссий, содержанию безнадзорных животных, учёту отдельных категорий граждан.
Значительно снизилось количество детей, состоящих на учёте в органе опеки и попечительства – с 73 до 60. За год под опеку устроено 8 детей, 4 родителя лишены родительских прав в отношении 4 детей, 1 родитель ограничен в родительских правах в отношении 2 детей. Основания для отобрания детей отсутствовали.
Снизилось количество подростков, состоящих на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних, – с 24 до 17, но увеличилось до 32 количество семей, находящихся в социально опасном положении (23 – 2022). Возросло до 13 фактов количество преступлений, совершённых несовершеннолетними (8 – 2022 год). Основная причина – неблагоприятная обстановка в семье.
Комиссией рассмотрено 130 дел об административных правонарушениях, привлечены к ответственности 111 родителей, 19 несовершеннолетних. Службами системы профилактики проведён 251 рейд, 18 родителей, допустивших нахождение несовершеннолетних в ночное время в общественном месте, привлечены к административной ответственности.
Очень сложным на практике стало привлечение нарушителей к административной ответственности в рамках реализации Закона Алтайского края №46-ЗС, особенно по нарушению Правил благоустройства. Усложнилась сама процедура с учётом введённого моратория на проверки в рамках муниципального контроля, требуется большая работа в ГИС Единый реестр видов контроля. Перечисленное выше, дефицит кадров, недостаточность знаний на уровне сельских поселений привели к тому, что в 2023 году привлечено к административной ответственности всего 17 граждан, из них на 12 человек наложен штраф на сумму 13500 руб., 5 предупреждений. Штрафы взысканы полностью.
Сложнейшая в реализации, но очень злободневная тема – отлов и содержание безнадзорных животных. В 2023 году из краевого бюджета на основании наших ходатайств об увеличении финансирования выделено 326,6 тыс. руб. Заключён контракт с предпринимателем из Славгорода, т.к. иные не пожелали работать. Выделенных на год средств хватило на отлов 42 собак в трёх сёлах района.
В 2024 году выделено 330 тыс. руб., что недостаточно для решения проблемы в полном объёме, заключён контракт с тем же предпринимателем. Отловлено 44 собаки в двух сёлах района, средства использованы, существенно их численность не снизилась. Направлена заявка на дополнительное финансирование.
В 2021 году районный Совет депутатов направлял отказ от исполнения государственных полномочий по обращению с животными без владельцев в Алтайское краевое Законодательное Собрание, но инициатива поддержана не была.
В 2023 году нами направлены предложения в Правительство Алтайского края об оставлении полномочий на уровне региона, о создании региональных приютов по территориальным зонам края, ужесточении ответственности граждан за ненадлежащее содержание домашних животных, расширении перечня возможных случаев применения эвтаназии и др.
Краткая справка о социально-экономическом состоянии района.
Продолжается снижение численности населения – как по естественным причинам, так из-за интенсивного оттока. По оценке статданных, на 01.01.2024 в районе проживает 18142 человека. Динамика смертности значительно превышает рождаемость. За год умерло 321 человек, а родилось всего 112 детей (2022 – 142). Статус семьи продолжает находиться в кризисе: на 85 браков пришёлся 81 развод.
Важнейшим индикатором является уровень заработной платы, которая продолжает оставаться низкой по сравнению со средней зарплатой по Сибирскому Федеральному округу. Среднемесячная начисленная заработная плата на одного работника по крупным и средним организациям, включая организации с численностью работников до 15 чел., за 2023 год по району составила 41598 руб. против 36546 руб. (с учётом уточнений) в 2022 году при средней зарплате по СФО 86853 рублей. Для информации: среднекраевая заработная плата – 50367 рублей.
Рабочей группой по вопросам снижения неформальной занятости за год выявлены 174 хозяйствующих субъекта, осуществляющих свою деятельность без государственной регистрации, из них 100% оформили свою деятельность.
Затраты на финансирование условий и охраны труда по району составили 11900 руб. на одного работника. Три работодателя района имеют статус «Социально ориентированный».
По состоянию на 01.01.2024 года, уровень безработицы составляет 1,6%.
Сельскохозяйственная отрасль. Аграрии района, несмотря на погодные аномалии, традиционно на высоком уровне провели посевную и уборочную кампании, обеспечили животноводство необходимым запасом кормов.
Растениеводство: в целом посеяно и убрано 126,6 тыс. га различных сельскохозяйственных культур, в т.ч. с площади 83,3 тыс. га получено более 135,3 тыс. т зерновых и зернобобовых культур. Среднерайонная урожайность в весе после доработки составила 16,7 ц/га., в КФХ – 13,5 ц/га.
На 13% увеличена урожайность сахарной свёклы (490,0 ц/га), на 50% – сои (14,8 ц/га).
Запас кормов позволил провести зимовку скота (около 28,1 ц кормовых единиц на условную голову скота).
Не снижаются темпы технического перевооружения. Хозяйствами всех форм собственности приобретено 44 единицы сельскохозяйственной техники и оборудования на общую сумму 308,0 млн рублей.
Животноводство: Увеличилась продуктивность в сельхозпредприятиях района и составила 6053 кг на одну фуражную корову. Лидирует по продуктивности ООО «Система» (7791 кг). Продолжается положительная динамика развития фермерских хозяйств.
Валовое производство молока составило 29 тыс. т, мяса – 4,2 тыс. т., что соответствует 2022 году.
Кооператив «Восход» продолжает закуп молока у КФХ и населения, за год закуплено и переработано 3,6 тыс. т. молока.
2023 год сельхозпредприятия района закончили с чистой прибылью 322 млн руб., что в два раза ниже уровня 2022 года. Уровень рентабельности составил 28% против 40% в 2022 году. В связи с падением цен на сельскохозяйственную продукцию увеличилась кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам на 10%.
Значительно увеличена государственная поддержка сельхозпредприятиям района. Выплачено субсидий в размере 94,2 млн руб., в том числе КФХ – 11,6 млн рублей.
По данным статистики, возросла среднемесячная заработная плата работников сельскохозяйственных предприятий – с 37493 руб. в 2022 году до 38543 рублей.
Промышленность района представлена 6 крупными предприятиями.
Объём отгруженных товаров собственного производства в стоимостном выражении составил 2,4 млрд руб., что ниже уровне прошлого года. Индекс промышленного производства составил 88%, в краевом рейтинге по объёму промышленной продукции на душу населения район занимает 20 позицию.
Предприятиями увеличены объёмы производства мяса (на 6,1%), однако снижены объёмы производства колбасных изделий (на 40%), муки (на 17%), круп (на 20%), хлебобулочных изделий (на 5%), кондитерских изделий (на 11%), пиломатериалов (на 10%).
На 13,5% увеличен оборот розничной торговли крупных и средних предприятий района и составил 1 млрд. 342 млн руб. (8-е место в рейтинге районов края). На 3% снизился оборот общественного питания, при этом 3 место в краевом рейтинге сохранено.
За год проведено 42 социальные ярмарки с участием товаропроизводителей края.
Наблюдается положительная динамика в сфере развития малого и среднего предпринимательства в части сохранения основных субъектов бизнеса и увеличения более чем в 1,5 раза числа самозанятых. На 01.01.2024 в районе зарегистрированы 725 самозанятых граждан (для сравнения: на 01.01.2023 года было зарегистрировано 467).
По данным единого реестра на территории района зарегистрированы 411 субъектов предпринимательства, из них 354 индивидуальных предпринимателей, 55 малых и 2 средних предприятия.
В 2023 году 11 субъектам бизнеса оказана финансовая государственная поддержка на общую сумму 23,3 млн рублей.
Сфера здравоохранения сохранила свою структуру (ЦРБ, в составе которой стационар на 80 круглосуточных и 37 дневных коек, поликлиника на 350 посещений, 4 врачебных амбулатории, 16 ФАПов).
Укрепляется кадровый потенциал (в системе работают 263 человека, из них 35 врачей, 116 средних медицинских работника). Укомплектованность врачами составила 56% против 47% в 2022 году, средними медицинскими работниками – 76%. Для сведения, из муниципального бюджета предусмотрены единовременные подъёмные молодым специалистам.
Активно стал работать Мобильный ФАП, проведено 147 выездов в населённые пункты, где отсутствуют медицинские работники.
Хочу отметить негативную тенденцию. Возросло число состоящих на диспансерном учёте с онкологическими заболеваниями до 744 чел. (2022 год 634 чел.), с психическими расстройствами – до 149 человек (2022 год 120). Под наблюдением врача-психиатра – 602 человека, и что самое страшное – 43% (257 чел.) это дети.
Продолжают представлять опасность для общества социально значимые заболевания: туберкулёз, ВИЧ-инфекции, наркомания, алкоголизм (выявлен туберкулёз у 6 чел., ВИЧ у 17 чел., из них от ВИЧ-инфекции умерло 8 человек. На диспансерный учёт в течение года поставлено два наркозависимых и 22 зависимых от алкоголя. Всего на учёте 79 наркозависимых (1 из – них подросток) и 513 алкоголиков, в т.ч. 2 подростка-девочки).
Приобретено медицинское оборудование на сумму более 3 млн руб., получены два новых автомобиля скорой медицинской помощи.
Кроме терапевтического отделения, ЦРБ проведён капитальный ремонт крыши поликлиники, ремонты пожарной сигнализации, кабинета флюорографии, Победимской врачебной амбулатории, на что из краевого бюджета выделено 49,7 млн рублей. В планах 2024 года строительство ФАПов в Ключах и Фунтиках.
Управлением социальной защиты населения по Топчихинскому району продолжают оказываться меры социальной поддержки различным категориям граждан: 62% населения района получают 38 видов различных выплат и пособий, 11433 получателям за год выплачено 161,1 млн рублей.
Семьям с детьми предоставлено 25 видов выплат, из них 13 краевого значения. Для многодетных семей, а их в районе 431 семья, предусмотрено 11 видов выплат за счёт средств краевого бюджета. Особое внимание уделено малообеспеченным.
Продолжает предоставляться материнский капитал.
На постоянном контроле социальных служб семьи участников СВО.
Администрацией района выплачивается населению компенсация за отопление, приобретение угля и дров. За год выплачено 830,2 тыс. руб. 699 получателям.
Комплексным центром социального обслуживания оказано более 150 тыс. услуг нуждающимся гражданам. Постоянную социальную помощь на дому получили 335 человек.
Краевым реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями «Добродея» организовано 14 специализированных смен для 337 детей.
Благодарю руководителей и коллективы 3 социальных общежитий, функционирующих в селах Володарка, Парфёново и Победим, которые обеспечивают достойное проживание и уход за 180 одинокими престарелыми, больными людьми.
В районе налажено конструктивное взаимодействие с МО МВД России «Топчихинский» по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.
Уважаемые депутаты и приглашённые!
Подводя итог, выражаю благодарность Правительству АК, своей команде, депутатам, главам поселений, руководителям организаций, трудовым коллективам, жителям района, всем тем, кто добросовестно трудился, а также за поддержку.
Традиционно обозначу основные приоритетные задачи 2024 года:
1. Всевозможное содействие и всесторонняя помощь участникам СВО, а также их семьям.
Пользуясь случаем хочу поблагодарить всех, кто активно участвует в сборе средств, гуманитарной помощи, плетении сетей и иной поддержке наших ребят, выполняющих боевые задачи.
2. Увеличение собственных доходов, сокращение недоимки.
3. Привлечение инвестиций в район.
4. Содействие строительству и проведению ремонтных работ на социальных объектах:
– реализация проектов, включённых в государственные программы;
– вхождение в государственную программу по строительству школы №2 в с. Топчиха.
5. Строительство и модернизация систем коммунальной инфраструктуры:
– вхождение в государственную программу с реконструкцией водопроводных сетей в с. Топчиха;
– подготовка проектно-сметной документации на объекты водо- и теплоснабжения, требующие капитального ремонта.
6. Содействие строительству объектов газификации.
7. Содействие комплексной застройке райцентра за счёт расширения земель населённого пункта.
8. Создание комфортной среды, в т.ч. путём реализации национального проекта «Жильё и городская среда», проектов поддержки местных инициатив и т.д.
Уверен, что поставленные задачи будут выполнены в слаженной совместной работе при поддержке Правительства Алтайского края.