В большой семье Тибекиных девять учителей. Каждое поколение неизменно связывает свою жизнь с педагогической деятельностью. В преддверии дня учителя мы встретились с Николаем Куприяновичем Тибекиным и поговорили о профессии, современных детях и о том, легко ли жить в семье педагогов.
Родоначальником династии педагогов является Куприян Иванович Тибекин. Он родился в селе Лебяжье Ново-Егорьевского района в 1922 году. Школу окончил с отличием и получил возможность поступления в высшую школу без вступительных экзаменов. В 17 лет Куприян Иванович начал работать в Шубинской 8-летней школе. А через год, в 1940 году, был призван на военную службу и демобилизовался в 1946 году. По окончании службы в армии Куприян Иванович поступил в Барнаульский Государственный Учительский институт на специальность «учитель физики и математики». После выпуска молодого специалиста направили работать в Топчихинский район, где он проработал 42 года.
Куприян Иванович достиг успехов в своей профессии – стал директором Топчихинской школы и выпустил множество выпускников, некоторые из которых достигли определённых высот. В их числе: заведующий Топчихинским РАЙОНО, директора школ, учёные НИИ электроники, лётчик – полковник и генерал-полковник Российской Армии.
Помимо учеников, под влияние примера талантливого педагога попали его собственные дети – Николай и Ольга. В те годы в селе не было детского сада, и Куприян Иванович порой брал своих дошкольников на работу.
Николай Куприянович в школьные годы не задумывался о том, чтобы пойти по стопам отца. Ему нравилось «возиться» с техникой, и он хотел связать свою жизнь с технической специальностью. Мама видела сына агрономом. После окончания школы юноша вместе с друзьями отправился поступать в Барнаульский политехнический институт.
«К счастью, я не прошёл по конкурсу в институт, – вспоминает Николай Куприянович. – По дороге домой думал, что теперь придётся работать на элеваторе и таскать на себе мешки с мукой по 50 килограммов. Меня встретил заведующий РАЙОНО Николай Ефремович Третьяков и, узнав, что я не прошёл в институт, предложил мне должность учителя математики в Преясловской школе».
Свой первый урок Николай Куприянович провёл в 17 лет, за партами сидело 25 учеников 15-16 лет. Самое большое количество учеников на уроке – 42, такие крупные классы были в 1974 году. В работе ему помогала высокая коммуникабельность. Ученики тепло приняли молодого педагога, они вместе играли в чехарду и футбол, но всегда относились к статусу педагога с уважением. До работы Николай Купринович добирался пешком вместе со свой коллегой, пионервожатой Валентиной Воскубенко. Зима 1968-1969 учебного года была холодная и снежная, молодые педагоги часто шли на уроки по бурану.
Этот учебный год изменил многое, Николай Куприянович принял решение поступать в педагогический университет, в нём созрело желание быть учителем. Единственный вопрос, который предстояло решить абитуриенту, – математика или физика. Куприян Иванович дал совет сыну – выбрать физику в качестве преподаваемого предмета, мотивировав это тем, что тетрадей проверять меньше. «Я поступил на физику и ничуть не жалею, – говорит Николай Куприянович. – Это один из самых сложных предметов, но очень интересный. Нагрузка учителя физики достаточно большая: лабораторные, практические работы, опыты, задачи и тетради».
Опыт работы в школе выручал в институте, Николай Куприянович знал, как себя вести на уроках и с удовольствием ходил на практику. В потоке было всего пять человек, которые имели реальный опыт педагогической работы. Поэтому талантливому студенту сразу же предложили совмещать работу и учёбу, но он отказался. Стипендия тогда была 18 рублей, жили в общежитии и ходили в студенческую столовую. Обед из трёх блюд обходился в 60-70 копеек.
Заработная плата молодого педагога без образования в 1968 году составляла 45 рублей. Чуть больше получали учителя начальных классов – 60 рублей. И такую же зарплату получала техничка. Специалист с высшим образованием мог получить 110 рублей за месяц своего труда.
С первой зарплаты Николай Куприянович купил себе шерстяной свитер, который стоил 40 рублей. К слову, он до сих пор хранится в семье Тибекиных. С первой зарплаты в Топчихинской школе после окончания института был приобрётен фотоаппарат. Его стоимость составляла целых 100 рублей. Николай Куприянович в то время увлекался фотографией и не пожалел денег на своё увлечение. Зарплаты педагога хватало на то, чтобы купить сразу костюм и туфли.
Общий педагогический стаж семьи Тибекиных – 283 года. Рекордсмен по личному стажу – Николай Куприянович, он проработал 52 года. Ольга Куприяновна не отстаёт от брата, за её плечами 51 год работы в школе. Основатель учительской династии Куприян Иванович имеет 42 года стажа. Стаж его сестры Марии в должности учителя начальных классов более 20 лет. Три племянницы Куприяна Ивановича – Галина, Наталья и Тамара также связали свою жизнь со школой. Николай Куприянович взял в жёны Любовь Павловну, которая преподавала географию. Их дочь Ольга Николаевна Замятина – доцент Алтайского государственного университета, работает на кафедре социологии и конфликтологии 22 года.
– Я склоняюсь к тому, что если кровные родственники идут в одну профессию – это на генетическом уровне, – делится Николай Куприянович.
В 1975 году его избрали заведующим организационным отделом райкома комсомола. На должности он проработал полгода и вернулся в школу, хоть новая должность и предполагала общение с людьми, но такого, как с детьми, не было. Ученики тоже скучали по любимому учителю, часто заглядывали в гости к Николаю Куприяновичу. Руководство говорило: «Опять педсовет». Когда он решил уйти с должности, педагога чуть не выгнали из партии и отправили работать в село Ключи. Это решение руководства не расстроило педагога, он был рад вернуться к работе. Молодой коллектив новой школы принял учителя, о годах работы в Ключевской школе Николай Куприянович вспоминает с теплотой.
В семье педагогов всегда общие интересы и темы для разговоров. Вначале Любовь Павловна была завучем и руководителем супруга, а затем Николай Куприянович стал директором Фунтиковской школы. Свадьба педагогов состоялась 7 ноября 1975 года, а за два года до этого Куприян Иванович уже назвал Любовь Павловну своей снохой. Молодому педагогу в РАЙОНО сказали, что в Топчихинской школе есть вакансия учителя географии и биологии. Она пришла на собеседование и в самую первую встречу понравилась будущему свёкру, он сказал: «Будешь снохой, оставь документы и идти».
Разговоры о работе не прекращаются и дома, Тибекины могут обсудить новый ФГОС и изменения в современной школе. «Педсоветы продолжались дома», – шутит Николай Куприянович. Будучи директором, он предпочитал разговоры по делу и пресекал любые сплетни в своём коллективе.
Дочь Ольга Николаевна, как и её отец, так же росла в школе. Были случаи, когда малышка спала в комнате технического персонала, пока мама и папа вели уроки.
– Я никогда не завидовал мужьям, чьи жёны не были учителями, – признаётся Николай Куприянович. – Они не понимали, что учитель приходит на работу к восьми и приходит с работы в пять-шесть вечера. У всех дети, скотина, коров доить надо, поросят кормить, ещё тетрадки проверять, к урокам готовиться. Если учитель ведёт пять уроков, он ещё пять часов готовится, рабочий день получается 10-12 часов, если не больше.
Оценивать себя Николай Куприянович не берётся. Говорит: важно получать удовольствие от работы и приносить благо людям. Его назначили на должность директора школы в 27 лет. Начальником он себя не чувствовал, все вопросы решал сам: ездил за пиломатериалом в Горный Алтай, ремонтировал электрику и сантехнику. Были моменты, когда работать приходилось сутками. Педагог старался быть примером ученикам и коллегам. Фунтиковская школа первая в районе стала украшать кабинеты и рекреации цветами: « В 90-е годы наша школа была самой цветущей, мы проводили краевые семи-нары. Гости удивлялись, что ученики бережно относятся к комнатным растениям. Я не говорил, каким трудом это доставалось, но тем не менее мы справились».
Особый подход был и к урокам, директор обращал внимание учителей в первую очередь на качество знаний, а не на пошаговое следование ФГОС. Николай Куприянович не разделял подход, где 70% знаний ученик должен получать самостоятельно: «Я видел столько изменений в системе образования и могу сказать: если не объяснишь материал на уроке при личном контакте, ребёнок не будет его знать. Лишь единицы могут самостоятельно изучать материал, и то они зачастую обращаются к репетиторам».
Кроме того, учащиеся со второго класса проходили практику. Для детей была предусмотрена специальная форма – девочки носили фартуки, мальчики – костюмы. У школы было своё картофельное поле, комбайны, поливальная машина и даже собственный пруд.
В свободное от занятий время Николай Куприянович вместе с учениками отправлялся в походы и путешествия. Он даже получил образование инструктора пешего туризма. Самые частые поездки были в Барнаул, Новосибирск, Горный Алтай. Чуть реже ездили в Москву, Киев, Харьков и Львов.
На вопрос, какие есть плюсы и минусы в профессии, Николай Куприянович ответил: «Учитель – это не минус. Учитель – это плюс». Династия Тибекиных выучила много поколений жителей Топчихинского района. Можно сказать, Куприяна Ивановича и Николая Куприяновича знают многие. Ученики спустя многие годы после выпуска готовы прийти на помощь своим учителям. Если на трассе останавливается машина Николая Куприяновича, то обязательно мимо проезжающие водители спросят, нужна ли ему помощь.
Усложняет труд современного учителя большое количество работы с бумагами. По воспоминаниям педагога, на заре его карьеры краевой комитет по образованию состоял из 15 человек, сейчас он занимает три этажа. Каждый специалист готовит свою отчётную документацию. Николая Куприяновича утомила постоянно увеличивающаяся работа с документацией, и он вышел на заслуженный отдых. Он считает, что бумажная волокита не даёт раскрыть потенциал педагога, учителя превращаются в урокодателей. Поэтому о профессии складывается негативное впечатление.
Основной трудностью в работе, по мнению опытного педагога, является пассивность учеников на уроке. «Если смог заинтересовать учеников, то всё получится», – делится секретом успеха Николай Куприянович. Он считает педагогический талант даром свыше. Учитель и Врач – слова, которые нужно писать с большой буквы. Учитель показывает личный пример ученикам тем, как ведёт себя, как одевается, говорит, как выглядит его причёска. Дети обращают внимание на незначительные детали, и, как бы трудно ни было, учитель должен быть эталоном.
Вопреки сложившемуся мнению, дети разных поколений ничем не отличаются. Николай Куприянович сравнил своих первых учеников в 60-х годах с современным поколением и заметил много сходств. Он считает, что все рождаются одинаковыми, нет кого-то хуже или лучше: «Дети иногда умнее взрослых, наблюдательнее, всё подмечают. Мы забыли, какими мы были, они умнее нас в том возрасте».
На развитие личности влияет окружение, к сожалению, не всегда это влияние положительное. С появлением технологий дети чаще стали играть в развивающие игры, что даёт им стимул для интеллектуального развития. Многие дети в детском саду умеют читать и писать, а раньше такого не было. При всём многообразии доступной информации физическое развитие детей осталось прежним. Поменялись родители, но и жизнь в стране стала другая.
В должности директора Фунтиковской школы Николай Куприянович выступал против использования учениками гаджетов: «Все контрольные и самостоятельные сейчас в открытом доступе в интернете. Ученики находят ответы и списывают. Я считаю, нужно объективно оценивать знания учеников. Для них учёба – это очень тяжёлая работа».
Несмотря на строгость директора, ученики плачут на церемонии вручения аттестатов. За годы работы в школе династия Тибекиных «вырастила» несколько поколений, это более 1 000 выпускников. На праздновании дня села собираются выпускники, которых педагог называет «мои ребятишки», старшим из которых сейчас по 65 лет. Были случаи, когда первые выпускники приводили на линейку своих внуков-первоклашек. Глядя на лица юных учеников, Николай Куприянович видел черты их бабушек и дедушек, которых сам когда-то учил.
Родителям опытный педагог советует уделять больше внимания детям. И внимание должно быть качественное, а не между делом. Николай Куприянович считает, что нужно слушать и слышать своих детей, находить время для ежедневного общения. Ребёнок, в семье которого царит понимание, не будет подвержен разного рода зависимостям, не свяжется с «плохой компанией». Дети, которые чувствуют отчуждение от родителей, ощущают свою ненужность, вследствие такого отношения взрослых становятся «трудными».
Ребёнок должен видеть разные аспекты семейной жизни. Если родители куда-то поехали, то детей нужно брать с собой, пошли на праздник – тоже взяли с собой. Через пример родителей воспитываются нормы поведения в обществе. Кроме того, только так возникают близкие, доверительные отношения между родителями и детьми. Николай Куприянович и Любовь Павловна брали свою дочь Ольгу на работу, путешествуя по Горному Алтаю и отправляясь на море. В этой же манере воспитывается их внук.
Ольга Николаевна отмечает, что бабушка и дедушка разделяли не только интересы и увлечения внука Ивана, но и помогали ему в этом. А интересы были сосредоточены в младших классах вокруг школьных занятий, затем, в старших классах, помимо учёбы – это олимпиады. Так как Иван с детства был мотивирован на получение знаний, то это помогло ему достичь высоких школьных результатов. Он дважды становился призёром заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2021 и 2022 годах. Такая победа даёт возможность поступить в вуз «мечты» без экзаменов и получать грант Президента РФ.
В свободное время Николай Куприянович любил путешествовать, в мечтах – посетить Дальний Восток. Ещё одно хобби – пчеловодство, которым он увлекается более 30 лет: «Я по натуре холерик, мне нужно, чтобы всё было сделано быстро. С пчёлами так нельзя, с ними нужна сосредоточенность». Такое необычное увлечение приносит душевный покой и помогает справиться со стрессом на работе.
В профессиональный праздник Николай Куприянович желает коллегам здоровья, терпения и помнить, что победы на уроках важнее победы на конкурсе.
Екатерина ГЛАДКАЯ.
Фото из архива династии Тибекиных.