О ситуации на дорогах, статистике дорожно-транспортных происшествий и о том, как их избежать, мы беседуем с инспектором по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД МО МВД России «Топчихинский» А.А. Найдюк.
– Анастасия Анатольевна, какова дорожно-транспортная обстановка на территории МО МВД России «Топчихинский»?
– За 11 месяцев 2023 года на территории обслуживания МО МВД России «Топчихинский» зарегистрировано 30 ДТП (за аналогичный период прошлого года – 24), в которых 41 человек получил ранения, 12 человек погибло (за аналогичный период прошлого года – 37 человек получили ранения, два человека погибло). За 11 месяцев 2023 года зарегистрировано два дорожно-транспортных происшествия с участием несовершеннолетних. Наблюдается рост дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли люди.
– Можно ли было предотвратить хотя бы одно дорожно-транспортное происшествие?
– Можно. Просто выполняя Правила дорожного движения. Однако в большинстве случаев водители, нарушающие скоростной режим и другие Правила дорожного движения и пренебрегающие погодными условиями, считают, что их это никогда не коснётся.
– Нарушение скоростного режима – главная причина ДТП?
– Скажем так: один из основных факторов риска при управлении транспортным средством – скорость. По подсчётам Всемирной организации здравоохранения, ускорение всего на 1% повышает риск автоаварии со смертельным исходом на 4%. Вероятность гибели водителя и пассажиров при боковом столкновении на скорости 65 км/ч составляет 85%! Поэтому первый шаг на пути к безопасности за рулём – соблюдение скоростного режима. Это касается не только дорог внутри населённых пунктов. Количество смертей на крупных трассах заметно выше.
Согласно п.10.1. Правил дорожного движения водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения.
Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства. При возникновении опасности, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
– Статистика аварий не обходится без упоминаний о вождении под воздействием алкоголя. Садясь в автомобиль в состоянии опьянения, люди гибнут сами и рискуют жизнью других…
– Одно из основных направлений профилактических мероприятий – это выявление водителей транспортных средств с признаками опьянения.
К сожалению, многие водители до сих пор не осознали всей опасности вождения автомобиля в состоянии опьянения. Они готовы бездумно рисковать своей жизнью, жизнью своих друзей и близких, садясь за руль после употребления алкоголя. Не останавливает их и достаточно жёсткое наказание за «пьяную» езду.
Напомню, что в соответствии со статьёй 12.8 КоАП (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения) предусмотрена административная ответственность, в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от 1,5 до 2-х лет.
В соответствии с частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ (невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения) предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
В соответствии с частью 2 статьи 12.26 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного ареста на срок от 10 до 15 суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере 30 000 рублей.
За повторное правонарушение предусмотрена уголовная ответственность по статье 264.1 УК РФ (управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость) – наказывается штрафом в размере от 200 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.
Федеральные законы от 14 июля 2022 г. №257-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и №258-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» предусматривают уголовную ответственность за повторное административное правонарушение лицом, лишённым права управления транспортными средствами и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость за деяния, связанные с управлением транспортным средством при отсутствии соответствующего права.
Одновременно с этим части 2, 4 и 6 статьи 264 УК РФ дополнены новым квалифицирующим признаком, устанавливающим повышенные меры ответственности за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть, если оно совершено лицом, не имеющим или лишенным права управления транспортными средствами.
– Анастасия Анатольевна, как Вы сказали, в этом году зарегистрировано только два ДТП с участием несовершеннолетних.
– Лучше бы их не было совсем. Сотрудниками отделения Госавтоинспекции особое внимание уделяется детям, а именно –перевозке несовершеннолетних в автомобиле, управлению несовершеннолетними вело-мототранспортом, средствами индивидуальной мобильности, и, конечно, несовершеннолетним пешеходам.
Отделение Госавтоинспекции МО МВД России «Топчихинский» призывает водителей-родителей более серьёзно относиться к безопасности своих детей, не только использовать детские удерживающие устройства и ремни безопасности, но и строжайшим образом соблюдать все Правила дорожного движения.
– Напомните основные правила перевозки детей.
– Согласно п. 22.9 ПДД РФ перевозка детей в автомобиле допускается при условии обеспечения их безопасности с учётом конструкции транспортного средства. Перевозка детей до 7 лет в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться только с использованием детских удерживающих устройств (ДУУ), от 7 до 12 лет – на заднем сиденье автомобиля с использованием ДУУ или ремней безопасности; на переднем сиденье – только с ДУУ. Детское удерживающее устройство должно соответствовать весу и росту ребёнка.
Самым безопасным детским удерживающим устройством является детское автомобильное кресло. Ребёнок должен быть пристегнут с момента начала движения транспортного средства до его полной остановки.
За нарушение правил перевозки детей автомобильным транспортом предусмотрена административная ответственность по ч.3 ст. 12.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
– Анастасия Анатольевна, не так давно по СМИ проходила информация, что 64% от всех погибших пешеходов стали жертвами ДТП в тёмное время суток, хотя общее число наездов на пешеходов днём вдвое выше, чем ночью. И в сязи с этим вопрос об актуальности использовании световозвращающих элементов.
– Такую статистику легко объяснить: вечером и ночью водитель не видит пешехода практически до момента столкновения, ему не хватает времени для спасительного маневра. Поэтому ещё раз повторю: благодаря световозвращающим элементам пешеходы в условиях плохой или недостаточной видимости обеспечены безопасностью на дороге. Яркое светлое пятно, создаваемое световозвращателем, привлечёт внимание водителя и позволит ему вовремя заметить пешехода. Человек, имеющий при себе такой элемент, виден на расстоянии, втрое превышающем способность водителя заметить его без отражателя (130-400 метров).
Световозвращающие элементы необходимо прикреплять к верхней одежде, рюкзакам, сумкам так, чтобы при переходе через проезжую часть на них попадал свет фар автомобилей и они всегда были видны водителю.
Родители должны контролировать ношение ребёнком световозвращающих элементов независимо от времени суток и времени года, особенно в непогоду. Конечно, дети-пешеходы должны знать и соблюдать правила безопасного поведения на дороге.
– Анастасия Анатольевна, наступила зима со всеми своими дорожными «прелестями», что накладывает на водителей особую ответственность. Какие «зимние» советы Вы можете дать водителям?
– Управление транспортным средством в зимний период отличается от вождения в другие сезоны. Знание необходимых правил управления автомобилем зимой позволит сохранить не только транспортное средство, но и жизнь.
Очень многие водители несерьёзно относятся к вождению в зимний период, а зря. Количество ДТП зимой значительно возрастает, а с ними растёт и количество травм и смертей.
Необходимо заранее подготовить автомобиль к зимней погоде. Важно сменить летнюю резину на зимнюю, удостоверившись, что она пригодна для вождения в сложных погодных условиях. Также не стоит забывать о заливке морозостойкой жидкости в бачок стеклоомывателя. Следует проверить аккумуляторную батарею и зарядить её, если надо.
Перед поездкой важно тщательно очистить автомобиль от снега и льда. Стёкла и боковые зеркала надо освободить от зимних осадков в первую очередь, так как сниженный обзор зимой напрямую влияет на безопасность. Снежный покров на крыше автомобиля при резком торможении тоже может закрыть обзор, съехав на лобовое стекло. Поэтому в автомобиле необходимо иметь скребок и щётку для очистки автомобиля.
Нельзя резко тормозить на зимней скользкой трассе. Это вызывает блокировку колес и утрату контроля над управляемостью автомобиля. Антиблокировочная система во время срабатывания зимой значительно удлиняет тормозной путь, поэтому не стоит ею злоупотреблять. Для безопасного вождения надо нажимать на педаль тормоза плавно, без рывков. Если произошла блокировка колёс, то необходимо отпустить тормоз и дальше давить на педаль только прерывистыми нажатиями.
Одно из главных правил – соблюдайте скоростной режим. Никакие зимние шины с самыми мощными шипами не уберегут водителя, если он не будет придерживаться безопасного скоростного режима. Скорость надо всегда выбирать в соответствии с погодными и климатическими условиями. Не стоит полагаться только на зимние колёса, полный привод или какие-то другие технические характеристики автомобиля.
Не совершайте резких манёвров, при которых возникает опасность потери контроля над автомобилем. Например, резко увернувшись от ямки на трассе, можно оказаться за её пределами, улетев в кювет. Поэтому всегда будьте бдительны. Особенно при езде по мостам и эстакадам. Лёд на этих участках образуется намного раньше, чем на других, поэтому важно не делать резких ускорений, которые могут привести к заносу автомобиля.
На обледенелой трассе не стоит обгонять другие транспортные средства. Особенно, если левые полосы движения загрязнены зимними осадками из снега и льда. Попав в такую колею, можно потерять контроль над автомобилем и уйти в опасный занос. Очень внимательно надо подходить к обгону длинномерных транспортных средств на зимней трассе, так как они создают дополнительные трудности в виде опасных воздушных потоков.
Всегда будьте внимательны при движении на подъёмах. Исходя из загрязнённости дороги и крутизны подъёма надо заранее выбирать необходимую скорость. Это важно сделать для того, чтобы не переключаться во время самого движения по подъёму, так как это может вызвать пробуксовку колёс и потерю сцепления автомобиля с дорогой.
При движении на спусках не стоит давить на педаль тормоза, а следует применять торможение с помощью двигателя, выбрав пониженную передачу. Это надо сделать заранее, ещё перед самим спуском. Почему это важно? Потому что во время движения по спуску не следует переключать пере-дачи и пользоваться тормозной системой, все эти меры могут спровоцировать потерю контроля над автомобилем.
В условиях недостаточной видимости (сильного снегопада или метели) важно выделить свой автомобиль в потоке. То есть надо всегда ехать с включёнными фарами и противотуманными фонарями. Это позволит не только другим водителям заметить ваш автомобиль, но и более безопасно двигаться вам, получая необходимое освещение дороги. При вынужденных остановках не стоит забывать об аварийной световой сигнализации.
Будьте внимательны к пешеходам. На скользкой или заснеженной дороге человек, идущий по пешеходному переходу может внезапно поскользнуться и упасть. Важно быть готовым к такой экстремальной ситуации. Поэтому надо всегда снижать скорость при приближении к пешеходным переходам, детским учреждениям и другим потенциально опасным участкам.
– Анастасия Анатольевна, Ваше обращение, как инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения, к водителям и пешеходам?
– Правила дорожного движения – это правила жизни! Каждое правило является важным само по себе, так как в нём заложены основы безопасного движения, поэтому не стоит пренебрегать Правилами дорожного движения ни новичку, ни опытному автолюбителю. Сотрудники Госавтоинспекции проводят разного плана профилактические мероприятия, направленные на снижение причин и условий дорожно-транспортных происшествий, но этого не произойдёт без строгого выполнения Правил дорожного движения водителями и пешеходами.
Подготовила Наталья РЕМИЗОВА,
член Общественного совета при МО МВД России «Топчихинский».