Успешное будущее зависит от качественного образования

138

Завершается период летних каникул и отпусков, через
несколько дней начнётся новый 2024-2025 учебный год. То, каким он будет, зависит от того, какая подготовительная работа проведена летом, насколько школы и детские сады готовы к приёму детей, какие программы и меро-приятия предложат школьникам и воспитанникам детских садов, учреждений дополнительного образования педагоги… Обо всём этом наш традиционный августовский разговор с председателем комитета по образованию Администрации Топчихинского района Надеждой Александровной Рибзам.

– Надежда Александровна, каков главный посыл предстоящего учебного года?
– «Успешное будущее человека зависит от качественного образования и разностороннего развития. Такие возможности нужно обеспечивать повсеместно, в любом регионе страны». Такова главная задача современного образования, поставленная президентом РФ  В.В. Путиным.
В нашем районе задачи, поставленные Президентом, успешно реализуют 14 образовательных организаций, из них девять школ (юридических лиц), имеющих 12 филиалов (85,7% школ являются малокомплектными), два детских сада (юридических лиц), имеющих три филиала, три учреждения дополнительного образования (Детско-юношеский центр, Спортивная школа, Детская школа искусств).
– Сколько детей будет обучаться в наших школах в новом учебном году?
– Первого сентября за парты сядут 2 555 обучающихся, в том числе первоклассников – 230.
– Педагоги – ключевые фигуры системы образования района. Общеизвестно, что, как и в других сферах, в образовании продолжает оставаться сложным кадровый вопрос. Какая ситуация у нас в районе? Какие меры поддержки предусмотрены для молодых педагогов?
– В образовательных организациях Топчихинского района работает 641 человек. Удельный вес численности учителей общеобразовательных организаций в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций составляет 17,5%. Доля педагогов  старше 55 лет – 9,44%, старше 65 лет – (4%). Основной актив – педагоги от 35 до 55 лет (69%). Нагрузка педагогов составляет 1,93 ставки.
Проблема нехватки кадров в образовании района – общая для системы образования. Наиболее востребованы в школах района учителя математики, русского языка и литературы, иностранного языка, физики.
В целях привлечения молодых специалистов в образовательные организации района разработаны меры финансовой поддержки как на краевом уровне, так и на уровне муниципалитета. В нашем районе вновь прибывшим педагогам муниципальные выплаты составляют 30 000 рублей, для студентов-целевиков, сдающих сессию на «отлично», предусмотрена стипендия главы района в размере 10 000 рублей. С сентября 2024 года для студентов-целевиков предусмотрена ежемесячная муниципальная стипендия, размер которой будет утверждён распоряжением главы района.
По итогам 2024 года два педагога получили единовременные пособия из краевого бюджета, три – муниципальные подъёмные. Общая сумма выплат на эти цели из краевого бюджета составила  600 тыс. руб., муниципального – 90 тыс. рублей.
В целях осознанного выбора профессии в педагогической и социальной сферах жизни в Топчихинской школе №1 имени Героя России Д. Ерофеева создан  «Психолого-педагогический класс».
– А как выпускники прошлого учебного года сдали ЕГЭ? Зачастую именно по результатам итоговой аттестации судят о качестве образования.
– Единый государственный экзамен является одним из показателей объективной информации о состоянии качества образования.
По итогам ГИА можно отметить, что повысились результаты сдачи по физике, географии, математике базовой. Успешно сдали ЕГЭ и получили аттестаты о среднем общем образовании 99% обучающихся школ района. Успешно прошли итоговую аттестацию выпускники Белояровской, Парфёновской, Песчановской, ТСШ №1, ТСШ №2, Сидоровской, Красноярской, Чистюньской, Покровской, Ключевской школ. 100% учащихся прошли минимальный порог и сдали  ЕГЭ по русскому языку, географии, литературе, физике. Благодарю педагогический коллектив ТСШ №1 за подготовку шести медалистов (три – «золото» и три – «серебро»).
– Надежда Александровна, организация питания в школах стоит на особом контроле Администрации района, комитета по образованию, руководителей школ и родителей…
– И это понятно, поскольку школьное питание – залог здоровья и успешной учёбы наших детей. В прошедшем учебном году на питание учащихся начальных классов направлено из федерального бюджета более 13 млн руб., из краевого – более 4 млн руб., из районного – более 1 млн рублей. Дети из семей мобилизованных граждан получают горячее питание за счёт средств муниципального бюджета (572 584, 3 тыс. рублей).
С апреля 2024 года обеспечены бесплатным питанием дети из многодетных семей, финансирование осуществляется за счёт средств краевого бюджета (766 тыс. рублей).
Наша задача – обеспечить высокий охват горячим питанием школьников всех возрастов, привлекая родительскую общественность для контроля за качеством.
– И ещё вопрос об организации учебного процесса – подвоз детей в школы…
– Сегодня школьные автобусы – это необходимость, позволяющая повысить качество жизни и обучения детей из отдалённых сёл района. В учебные учреждения в этом году будет организован подвоз 187 детей на 10 автобусах. Их рабочее состояние, обеспечение безопасного движения – наша главная задача. На обслуживание, ремонт  автобусов из муниципального бюджета ежегодно выделяется более 2,5 млн рублей.
– В детских дошкольных учреждениях мест хватает всем детям?
– Дошкольное образование района характеризуется 100 % обеспеченностью местами в детских садах детей в возрасте от 3 до 7 лет.
– Широко обсуждался вопрос повышения родительской платы.
– В связи с увеличением затрат на продукты питания с 01.01.2024 увеличилась родительская плата в детских садах. Индексация её будет осуществляться ежегодно.
Родительская плата не взимается с детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с туберкулёзной интоксикацией, детей граждан, проходящих военную службу по контракту в Вооружённых силах РФ. Затраты муниципального бюджета на эти цели за прошлый учебный год составили 748 754,9 рубля.
– В нашем районе большое количество детей, помимо школы, получают дополнительное образование…
– Дополнительное образование успешно реализуют Детско-юношеский центр, Детская школа искусств и Спортивная школа. В детских объединениях различной направленности занимаются 1 095 человек, что соответствует уровню прошлых лет.
Спортивная школа – методический центр по спортивному воспитанию, детей и сдачи норм ГТО, организатор проведения спартакиады школьников, спартакиады педагогических работников района.
ДЮЦ – методический центр района по воспитательной работе, организатор районных конкурсов и мероприятий, курирует реализацию федеральных проектов «Навигаторы детства», РДДМ (Движение Первых), «Волонтёры Победы», является муниципальным опорным центром персонифицированного дополнительного образования.
– Надежда Александровна, какие изменения уже произошли и произойдут в системе российского образования? И как эти новшества отразятся на наших учебных организациях?
– Отвечая на этот вопрос, начну со слов, сказанных президентом РФ В.В. Путиным в адрес учителей: «Опираясь на ваши знания, опыт, на традиции отечественной педагогики и, безусловно, используя передовые технологии, мы продолжим формирование суверенной системы образования».
Суверенная система образования – это единые векторы развития.
Во-первых, это федеральные образовательные программы, по которым сегодня работают наши школы. С сентября произойдут изменения в учебном плане, в образовательных программах появятся новые предметы: труд (технология), основы безопасности и защиты Родины (ОБЗР). В нашем районе 22 учителя труда из 24 прошли курсы повышения квалификации по новому предмету, 41 педагог района проходит курсы по предмету «Основы безопасности и защиты Родины».
Во-вторых, это новый подход к созданию нового учебного материала. В том числе это и учебники, которые проверены, методически выверены с фактами и которые разрабатываются на федеральном уровне. К началу нового учебного года школы района получили федеральные учебники по истории для 10 класса.
В-третьих, это единое воспитательное пространство. Весь воспитательный процесс в школах осуществляется в соответствии с федеральной программой воспитания, которая основывается на традиционных ценностях, главные из которых – Родина и семья. Поставленные временем и обществом задачи мы решим, если педагоги, родители и дети будут единомышленниками…
«Разговоры о важном», «Билет в будущее», поднятие Государственного флага РФ с исполнением Гимна России, мероприятия в соответствии с федеральным календарным планом воспитательной работы, опора на лучших опыт и новые формы работы – всё это прочно вошло в повседневную жизнь образовательных организаций. Три школы района успешно участвуют в федеральном проектах «Навигаторы детства», реализуется Движение Первых, созданы 11 юнармейских отрядов, активно реализуется проект «Волонтёры Победы», созданы комнаты детских инициатив, оформляется единое воспитательное пространство.
В сентябре все школы получат комплекты государственной символики. В Чистюньскую и Парфёновскую школы поступили комплекты спортивного инвентаря для работы спортивных клубов. Из муниципального бюджета выделены финансовые средства и закуплено спортивное оборудование: мячи волейбольные, баскетбольные, футбольные, маты.
Новым в организации воспитательной работы является предоставление возможности детям предлагать свои проекты через реализацию общероссийского проекта «Я считаю». Белояровская школа, поучаствовав в данном проекте, отре-монтировала и закупила оборудование для кабинета технологии на сумму 432 128 рублей.
Наша задача – продолжение созидательной, неформальной работы по воспитанию патриота своего Отечества, своей малой родины.
– В первую очередь задачи по воспитанию будут реализовывать классные руководители?
– Да, и государство поддерживает эту, безусловно, сложную, но очень важную работу. Сегодня 193 классных руководителя в школах района получают ежемесячно выплаты по 10 000 рублей из федерального бюджета и доплаты из регионального бюджета за классное руководство.
– Надежда Александровна, какие ещё изменения произойдут в системе образования?
– Растёт запрос государства на квалифицированные кадры для экономики. В новом учебном году перед школами Алтайского края поставлена задача – создание агроклассов. Данный вопрос взят Министерством образования региона на особый контроль.
Есть изменения, которые касаются непосредственно работников образовательных учреждения. Так, в рамках краевой секции «Качество образования: способствующие факторы, условия и возможности» состоялось подписание дополнительного соглашения между Министерством образования и науки региона и профсоюзом. Главное изменение коснулось порядка установления квалификационной категории для педагогов: если категория установлена на 1 сентября 2023 года, проходить аттестацию повторно не нужно, достаточно подать заявление для её подтверждения. Ждём официальных документов.
– Устойчивое функционирование и развитие отрасли обеспечивается прежде всего стабильным финансированием?
– Финансы – это ресурсы для достижения целей образования, которые в итоге влияют на качество образования и воспитания. Источниками финансирования системы образования района является федеральный, краевой и районный бюджеты. В 2024 учебном году расходная часть бюджета района на образование составила 63%.
В этом году на функционирование системы образования района из федерального бюджета выделено 55 521,1 тыс. руб., из краевого – 348 168,5 тыс. руб., из районного – 151 254 тыс. рублей.
– Надежда Александровна, в нашем районе ежегодно обновляются школы, детские сады…
– И нынешний год не будет исключением. В рамках краевой адресной инвестиционной программы отремонтирована кровля в детском саду «Ласточка» с. Чистюнька (3 669 820 руб.), в рамках федеральной программы «Успех каждого ребёнка» – спортивный зал в Парфёновской школе (сумма контракта – более 3 млн рублей плюс закупка спортивного оборудования на сумму более 1 млн рублей). За счёт средств районного бюджета отремонтирована кровля детского сада «Березка» с. Володарка (3 892 789 руб.).
Всего на выполнение данных мероприятий потрачено более 14 млн рублей из федерального, краевого и районного бюджетов. Доля муниципального бюджета составила – 37,7% (5 млн 338 тыс. 622 рублей).
Инфраструктура образования нашего района изменяется благодаря поддержке Губернатора Алтайского края, Министерства образования и науки региона. Особая благодарность главе района Д.С. Тренькаеву за поддержку системы образования района, за видение проблем и перспектив развития.
– Как наши образовательные организации подготовились к новому учебному году? Школы и детские сады готовы принять детей 1 сентября?
– В соответствии с распоряжением главы района была образована комиссия по проверке готовности учреждений школьного и дошкольного образования к началу учебного процесса, к приёмке заявлено 29 образовательных организаций.
Из муниципального бюджета на подготовку образовательных организаций и выполнение предписаний Роспотребнадзора и Пожнадзора выделено более 7 млн рублей.
В зданиях всех детских садов и школ наведён порядок, выкрашены полы, стены, произведена замена пришедшего в негодность линолеума, закуплены посуда, мячи, маты, софиты, холодильники в соответствии с предписаниями Роспотребнадзора, закуплены средства индивидуальной за-щиты в соответствии с предписаниями Пожнадзора.
Главное внимание комиссия уделяла вопросам безопасности. Пожарная сигнализация и тревожная кнопка во всех учреждениях функционируют в штатном режиме. Огнетушители прошли перезарядку. Система экстренного оповещения и управления эвакуацией в образовательных организациях устанавливается  в соответствии с графиком, утверждённым распоряжением главы района. К началу нового учебного года данная система установлена в трёх школах.
Комиссия отметила цветники в Чистюньской, Парфёновской, Победимской, Сидоровской, Макарьевской, Красноярской, Володарской школах, детском саду «Солнышко», ухоженные огороды, на которых учащиеся с педагогами выращивают картофель, капусту, огурцы, морковь, свёклу для разнообразия школьного меню и удешевления питания, в Песчановской, Фунтиковской, Парфёновской, Белояровской, Переясловской, Красноярской, Володарской, Ключевской школах.
Специально созданной комиссией обследованы школьные маршруты. Распоряжением главы района открыты 12 школьных маршрутов.
– А как в этом году была организована летняя оздоровительная кампания?
– В нашем районе сложилась добрая традиция организации отдыха и трудоустройства детей. Различными видами и формами летнего отдыха было охвачено 99,5% детей.
Через Центр занятости трудоустроено 39 подростков из ТСШ №1, ТСШ №2, Фунтиковской, Парфёновской и Чистюньской школ.
С 6 июня по 20 июня 2024 года на базе Топчихинской школы №2, Белояровской, Победимской, Фунтиковской, Парфёнов-ской, Кировской и Чистюньской школ функционировали профильные лагеря с дневным пребыванием детей. В профильных лагерях отдохнули 273 ребёнка. Стоимость путёвки составила 1 500 руб., из них родительская доля – 750 рублей.
Сто детей из семей малообеспеченных, многодетных, находящихся в трудной жизненной ситуации и под опекой оздоровились в профильных лагерях за счёт муниципального бюджета.
Из районного бюджета на финансирование профильных лагерей с дневным пребыванием детей направлено 277 500 рублей.
На базе 14 общеобразовательных учреждений были организованы досуговые площадки. Несколько часов в день педагоги, классные руководители организовывали досуг детям, проводили интересные и познавательные мероприятия. Досуговую площадку посетили 248 обучающихся.
В рамках трудового воспитания в образовательных организациях организуется работа обучающихся на «Малых Тимирязевках». «Малая Тимирязевка» предусматривает уход за огородами, пришкольными территориями, цветниками, дендрариями. На территории Парфёновской и Победимской школ имеются дендрарии. В 14 общеобразовательных учреждениях имеются огороды и цветники, в остальных общеобразовательных организациях – цветники. Работой в «Малых Тимирязевках» заняты 1 436 учеников с 5 по 10 классы.
Летний отдых несовершеннолетних обучающихся организуется и за пределами нашего района.
Обучающихся Белояровской, ТСШ №2, Парфёновской, Фунтиковской, ТСШ №1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева, Ключевской школ побывали в военно-историческом лагере «Страна Героев» на базе краевого детского лагеря «Юность» Егорьевского района: на протяжении 14 дней ребята осваивали дополнительную общеразвивающую программу, содержащую модули «Военная история России», модуль «Социальное проектирование», курсы тематических направлений «Защитники», «Хранители Истории», «Медиа Победы», «Волонтёры Победы», занятия по физической подготовке и спорту.
Более 30 лет на территории Алтайского края проводится многопрофильная смена «Международная летняя детская деревня «Алтай». Представителем нашего муниципалитета в МЛДД «Алтай» стала ученица Кировской школы Алёна Климова.
С 22 по 28 августа на базе детского оздоровительно-образовательного лагеря «Берёзка» Первомайского района проходила краевая профильная смена «Время Первых. Сибирский Артек», в которой приняли участие восемь ребят из Топчихинского района.
На летний оздоровительный период 2024 года выкуплено более 90 путёвок в загородные лагеря Алтайского края. Наиболее востребованными у детей из нашего района оказались лагеря: «Берёзка» (п. Казачий, Первомайский район), «Колос» (с. Павловск), «ЦОО Каникулы» (г. Барнаул, п. Борзовая Заимка), «Чайка» (с. Мамонтово, Мамонтовский район), «Орлёнок» (санаторий «Сосновый бор»), «Рассвет» (с. Зудилово, Первомайский район), ООЦ «Кристалл» (с. Баюновские Ключи, Первомайский район), «Юность» (Егорьевский район, с. Шубинка).
Всего на летний отдых, оздоровление и трудоустройство школьников из районного бюджета направлено 462 132,8 руб. Сумма софинансирования путёвок из краевого бюджета составил 747 500 рублей.
– Надежда Александровна, с какими словами Вы хотели бы обратиться к своим коллегам накануне нового учебного года?
– Прошедший учебный 2023-2024 год был сложным, с множеством вызовов и трудных решений. Благодарю за достойную организацию образовательного и воспитательного процесса и хочу отметить важность сплочения и единомыслия, которые неоднократно проявляли вы, уважаемые педагоги, инициируя и участвуя в адресном сборе гуманитарной помощи бойцам СВО, воспитывая наших детей в духе патриотизма, исповедуя традиционные ценности.
Уважаемые коллеги! Поздравляю вас с началом очередного учебного года. Желаю, чтобы всем нам хватило сил, здоровья, оптимизма на решение поставленных государством задач, на выполнение масштабной миссии Учителя. Сообща мы достигнем больших высот и сможем гордиться вкладом системы образования района в развитие нашей Родины. Уверена, у нас всё получится.

Беседовала Наталья РЕМИЗОВА.