Преподавание — искусство отдавать

86

 

В Год педагога и наставника мы продолжаем публикацию серии статей о педагогах МКОУ Топчихинской СОШ № 1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева.

Роль учителя в жизни современного человека сложно переоценить. Мы всю свою жизнь чему-то и у кого-то учимся. Любящий свою профессию учитель способен направить интересы ребёнка в нужное русло, привить необходимые навыки для строительства счастливой жизни. При этом и сам преподаватель должен всё время пополнять свои знания, совершенствоваться, идти в ногу со временем.

 

Сегодня речь пойдёт о двух педагогах нашей школы. Они не только педагоги для детей, они – наставники для учителей-предметников района. Это – руководители муниципальных учебно-методических объединений.

Система образования за последние годы изменилась существенно. Масштабные изменения в том или ином направлении системы заставляют руководителей муниципальных учебно-методических объединений держать данные вопросы на контроле.  Сегодня, как никогда, возросла значимость методической работы.

Валентина Константиновна Фролова – учитель иностранного (английского) языка Топчихинской школы №1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева. Работает в системе образования Топчихинского района 36 лет. За время работы зарекомендовала себя с положительной стороны. Ответственный и грамотный специалист, инициативный работник. Наряду с основной (учебной)   работой, Валентина Константиновна является руководителем муниципального учебно-методического объединения учителей иностранного языка уже в течение 18 лет.

Валентина Константиновна – современный руководитель с активной жизненной позицией, обладает высокими организаторскими способностями. Ей присущи внутренняя профессиональная мотивация, ответственность за принимаемые  решения. Её творческий подход к делу, умение находить общий язык с учителями позволили создать комфортный психологический климат в коллективе  методического объединения, успешно развивать педагогическое творчество среди учителей иностранного языка.

Одна из главных задач руководителя методического объединения – повышение профессиональной компетентности педагогов и компетентности учащихся. На заседаниях методического объединения рассматриваются вопросы, влияющие в той или иной степени на качество преподавания предмета, качество       знаний обучающихся: это взаимопосещение и анализ уроков, практикумы, консультации для молодых специалистов по организации и проведению урока, тематическому планированию, творческие отчёты учителей по обобщению опыта, контроль за содержанием аттестационного материала, аттестация. В системе обобщения опыта и повышения квалификации особую значимость приобретает практика сетевого взаимодействия и сетевых контактов  педагогов. Учителя не только    используют опыт коллег из сети Интернет, но и сами транслируют свой опыт. Члены методического объединения проводят открытые уроки, внеклассные мероприятия, принимают участие в муниципальных и региональных конкурсах.

Внеклассная работа по английскому языку в школе – это эффективный способ достижения главной цели изучения иностранного языка: овладеть этим языком, не ограничиваясь временными рамками урока. Ежегодно Валентина Константиновна на муниципальном уровне организовывает в школах района недели иностранного языка. Это отличный способ привлечь и увлечь ребят участием в различных мероприятиях по иностранным языкам. Организуются конкурсы, творческие работы, выставки проектных работ учащихся, занимательные олимпиады для  учащихся начальной школы. Завершается неделя иностранного языка проведением кругосветки «Путешествие по англоязычным и немецкоговорящим странам». Из учащихся школ района создаются разновозрастных команды, соревнующиеся в знании иностранного языка. Ребята с нетерпением ждут подведения итогов муниципальных конкурсов. Принцип методического объединения учителей иностранного языка – поощрять и одобрять. Валентина Константиновна особое внимание уделяет подведению итогов мероприятий. Все победители и призёры награждаются грамотами, дипломами, которые вручаются в торжественной обстановке. Это, в свою очередь, положительно влияет не только на самооценку ученика, но и на отношение к нему сверстников.

Ежегодно проводятся декады иностранного языка, посвящённые различным праздникам стран изучаемого языка. В рамках декады проводятся конкурсы чтецов, конкурсы презентаций, конкурсы рисунков с описанием, защиты проектов, конкурсы инсценировок. Реализуется проектная методика преподавания иностранных языков, в частности творческие проекты. В основе проекта лежит какая-либо проблема. Проблемы обсуждаются на уроках, формируются творческие группы. Это совместные стенгазеты или плакаты, презентации или подборки тематических кроссвордов, ребусов, составленных учащимися старших классов для младших школьников.

Большая заслуга Валентины Константиновны в том, что все педагоги, входящие в состав муниципального учебно-методического объединения учителей иностранного языка, – это творческие люди, грамотные специалисты, ответственные педагоги. Многие из них принимали участие в муниципальных конкурсах «Учитель года», «Самый классный классный», регулярно принимают участие с ребятами в различных конкурсах, викторинах и других мероприятиях.

Валентина Константиновна Фролова пользуется заслуженным уважением среди коллег в школе, в кругу коллег методического объединения, является уважаемым жителем села, к её мнению прислушиваются, просят совета.

Татьяна Анатольевна Панина работает в системе образования Топчихинского района в течение 30 лет, в Топчихинской школе № 1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева – 18 лет. Ответственный и грамотный специалист, инициативный работник, выполняющий, наряду с основной (учебной) работой, дополнительную нагрузку – руководство муниципальным учебно-методическим объединением учителей математики и руководство окружным методическим объединением учителей естественно-научного цикла.

Татьяна Анатольевна – руководитель с высоким уровнем ответственности: ей важно не только донести информацию, но и быть уверенной в том, что её правильно используют. Ответственное отношение к делу, умение находить общий язык с педагогами позволили Татьяне Анатольевне создать комфортный психологический климат в коллективах методических объединений, повышать уровень образования педагогов.

На заседаниях методического объединения также отбираются те формы, которые позволяют решить задачи, поставленные перед методическим объединением: взаимопосещение и анализ уроков, практикумы, консультации для молодых специалистов по организации и проведению урока, тематическому планированию, творческие отчёты учителей по обобщению опыта, контроль за содержанием аттестационного материала, аттестация.

Особое место в работе по повышению профессиональной компетентности кадров занимает самообразование учителей. Всеми педагогами выбраны темы самообразования, работа над которыми продолжается в течение учебного года. Результатом самообразования стали фрагменты открытых уроков, выступления перед коллегами на заседаниях методических объединений.

В рамках методического объединения учителей математики проводятся различные мероприятия по созданию условий непрерывного образования педагогов: исследование профессиональных потребностей, рассматриваются вопросы обновленных федеральных стандартов, формирования функциональной и читательской грамотности у обучающихся, вопросы качественной подготовки к государственной итоговой аттестации. Значительную роль играет и информационно-коммуникативные технологии в системе методической работы. Методическое объединение старается идти в ногу со временем: рассматриваются вопросы использования на уроках информационно-коммуникативных технологий, особенности работы в системе «Сетевой город. Образование», использование конструктора рабочих программ.

Внеурочная работа идёт по направлениям: предметные недели, информационно-познавательные часы, презентации, конференции, проекты, участие в муниципальных и всероссийских конкурсах и др. Они проходят на достаточно высоком уровне, вызывают живой интерес учащихся, повышают их познавательную активность.

Под руководством Татьяны Анатольевны проходят муниципальные предметные конкурсы для обучающихся: «Математический сундучок», «Нестандартная математическая задача», «Фантазии из бумаги» и многие другие. Все эти конкурсы пользуются популярностью не только у ребят, но и педагогов. И если «Математический сундучок» и «Нестандартная математическая задача» уже традиционно проходят с большим количеством участников, то новый конкурс на муниципальном уровне «Фантазии из бумаги» вызвал огромнейший интерес. Запредельное количество творческих работ в различных номинациях было представлено на суд жюри. Победители и призёры были награждены грамотами.

Руководитель муниципального методического объединения учителей-предметников – это своеобразный ориентир, наставник по предмету. Он подскажет, поможет, объяснит, направит. Заслуга Татьяны Анатольевны в том, что педагоги методического объединения стараются соответствовать своему руководителю, повышают свой профессиональный уровень. Проходят своевременно курсы повышения квалификации, принимают участие в семинарах, конкурсах, выступают с докладами на заседаниях методических объединений.

Татьяна Анатольевна прошла оценку предметных и методических компетенций одной из первых (апрель 2022 года). Показала высокий уровень владения предметными и методическими компетенциями. По результатам оценки рекомендована для включения в региональный методический актив.

Татьяна Анатольевна Панина пользуется заслуженным уважением среди коллег в школе, в кругу коллег методического объединения, широко известна в педагогической общественности района, является уважаемым жителем села Топчиха, к её мнению прислушиваются, просят совета.

Вот такие наши педагоги – руководители муниципальных учебно-методических объединений. Грамотные, ответственные, компетентные, креативные, идущие в ногу со временем, разъясняющие и направляющие, курирующие работу методических объединений на муниципальном уровне – наставники учителей-предметников района в целом.

 

Г.С. ГАРКАЛОВА, заместитель директора по УВР ТСШ №1.

Фото из архива ТСШ №1.