Профессиональная траектория

39

 

В 2019 году начал реализовываться федеральный проект «Успех каждого ребёнка», в рамках которого «Билет в будущее» получит каждый обучающийся в 6-11 классах. Целью проекта стал переход от «событийной» профориентации к системной.

Перед каждым человеком хотя бы раз в жизни стоял сложный вопрос выбора профессии. Для помощи молодому поколению быть создан профориентационный проект «Билет в будущее», направленный на раскрытие талантов и осознанный выбор карьеры. К его созданию были привлечены психологи и эксперты, он объединяет школьников, родителей и педагогов в уникальном сотрудничестве, направленном на поддержку интересов, способностей и целей каждого участника.

Проект поделён на четыре категории: школьники, педагоги, родители и партнёры. Каждый из участников может получить подробную информацию от экспертов и найти единомышленников. Для школьников «Билет в будущее» представляет собой профориентационные уроки в школе, профпробы с непосредственным участием и онлайн-форматах, участие в первом цифровом профориентационном городе «Профиград». Для педагогов предусмотрена поддержка экспертов, разработан методический материал профминимума, создана площадка для общения с коллегами. Проект не оставил в стороне и родителей. Семейный подход приветствуется в комплексной реализации «Билета в будущее». Теперь родители школьника могут пройти обучающие курсы, сделать семейные профориентационные тесты и диагностики, познакомиться с материалами о воспитании подростков. Партнёры проекта принимают участие с целью вдохновить, развить и подготовить новое поколение профессионалов. Для различных организаций появление профминимума в школах – это возможность заявить о себе и привлечь будущих специалистов. Теперь партнёрами будут проводится онлайн и оффлайн-мероприятия, профпробы.

Ещё одним путём реализации «Билета в будущее» стало появление в школах страны профиориентационного минимума. Заместитель министра образования и науки Алтайского края Галина Владимировна Синицына рассказала, что регион готов к реализации проекта. Единая модель профессиональной ориентации будет введена в    911 школах Алтайского края на базовом и основном уровнях. Профориентационной работой будет охвачено более 130 тысяч алтайских школьников с 6 по 11 классы.

«Введена дорожная карта по внедрению профминимума, региональным оператором назначен «Детский технопарк Алтайского края «Кванториум.22». Проектная группа с участием заместителей директоров школ, педагогов-навигаторов, педагогов-психологов подготовила рекомендации по введению содержания профминимума в образовательную программу школы. Формы внедрения разнообразны: уроки и внеурочная деятельность, воспитательная работа, профессиональное обучение, дополнительное образование, взаимодействие с родителями», – отметила Галина Владимировна.

В подготовке внедрения единой модели профессиональной ориентации школьников участвует Центр опережающей профессиональной подготовки – координатор проекта «Билет в будущее» в крае.

«У нас в регионе создана сплочённая команда, нацеленная на внедрение профминимума. Основной инструмент – всероссийский проект «Билет в будущее». В этом году 385 школ будут реализовывать основной уровень профминимума на базе «Билета в будущее». Почти 500 навигаторов, из которых 378 педагогов – это новые участники, которые сейчас проходят образовательную программу. Ведётся совместная работа с Союзом промышленников Регионального объединения работодателей Алтайского края по организации экскурсий и профессиональных проб на базе ведущих промышленных предприятий края», – поделилась руководитель Центра опережающей профессиональной подготовки Александра Захарова.

Профминимум представляет собой единый универсальный набор профориентационных практик для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся. Существует три уровня его реализации: базовый, основной и продвинутый. Уровень устанавливается в зависимости от имеющихся у образовательной организации ресурсов и утверждается на региональном уровне. В Алтайском крае будут реализовываться базовый и основной уровни.

Базовый уровень представляет собой 40 академических часов в год: четыре часа урочной деятельности, 34 занятия курса «Россия – мои горизонты», два часа будут посвящены взаимодействию с родителями.

Основной уровень состоит из 60 академических часов: девять часов урочной деятельности, 34 часа курса «Россия – мои горизонты», 12 часов практико-ориентированного модуля, два часа выделено на общение с родителями и три часа на дополнительное образование.

В Топчихинском районе девять школ будут реализовывать базовый уровень и 11 – основной. Во время урочной деятельности для школьников проведут уроки общеобразовательного цикла, включающие элемент значимости учебного предмета для профессиональной деятельности. Экспертами были разработаны профориентационные материалы к учебным предметам общеобразовательного цикла, таким как математика, физика, химия и другие.

Курс занятий «Россия – мои горизонты» будет проводиться каждый четверг классными руководителями в рамках внеурочной деятельности. Часть учебных занятий будут содержать вариативные модули для включения в курс регионального компонента. На занятиях будут проходить профориентационные уроки, диагностики, моделирующие профессиональные пробы.

Практико-ориентированный модуль включает в себя: очные и онлайн пробы, проектную деятельность, экскурсии и мастер-классы в институты и колледжи, на предприятия, конкурсы профессиональной направленности.

Профминимум предполагает участие родителей в мероприятиях, регулярную совместную работу педагогов и родительской общественности. В 2023-2024 учебном году запланировано два всероссийских родительских собрания – в сентябре и феврале будущего года.

Реализация направления «Дополнительное образование» представляет собой посещение кружков и секций дополнительного образования, с учётом склонностей и потребностей обучающихся.

В рамках внедрения профминимума Минобрнауки региона целенаправленно работает над расширением сети профильных классов. Сейчас в крае работает более 500 профильных классов, в которых обучается более 20 тысяч ребят.

В Топчихинском районе одной из первых к реализации проекта «Билет в будущее» приступила Топчихинская школа №1. В прошлом учебном году была начата работа по ранней профориентации школьников. Работа образовательной организации была высоко оценена руководителями проекта и отмечена Благодарностью.

С 2023-2024 учебного года Топчихиской школе №1 было предложено участие в президентской программе по формированию первичного профильного образования. На базе школы будет создан профильный психолого-педагогический класс. Партнёром проекта стал  Алтайский государственный педагогический университет. Профильные классы создаются с целью увеличения кадрового потенциала, в первую очередь педагогов, через привлечение абитуриентов, осознанно выбравших призвание учителя. Преподаватели вуза уже не первый год оказывают методическую поддержку, проводят внеурочную деятельность, дают разъяснения и консультации педагогическим работникам и учащимся в школах края.

В ходе программы ученики познакомятся с особенностями педагогической профессии, основными понятиями психологии и педагогики и другими компетенциями, необходимыми современному педагогу. Учебный план профильного класса предусматривает углубленную подготовку по математике, что станет не только опорой для будущего учителя-предметника, но и положительно повлияет на итоговую аттестацию учащихся. Обучение будет реализовываться за счёт совместной деятельности педагогов Топчихинской школы №1 и преподавателей вуза. Реализация программы начинается с 8 класса. При анализе оценки качества знаний Алтайский государственный педагогический университет предложил участие в программе 8 «А» классу. Дети попробуют себя в различных профессиях, что даст им возможность определить свою дальнейшую профессиональную траекторию.

О том, какая работа по подготовке к реализации профминимума ведётся в Топчихинской школе №1, мы побеседовали с заместителем директора по воспитательной работе Татьяной Владимировной Сухоруковой и педагогом-психологом Юлией Александровной Шестаковой.

Татьяна Владимировна Сухорукова, заместитель директора по воспитательной работе Топчихинской школы №1:

«От Министерства образования нам поступили примерные программы и методические рекомендации по реализации профминимума и созданию профильного класса. Педагоги изучают необходимую для начала работ документацию. Нам предоставили презентации, фото, видеоматериалы. Согласно этим материалами педагоги по четвергам будут проводить внеурочные занятия.

В профильном психолого-педагогическом классе мы провели родительское собрание с целью информирования о реализации проекта «Билет в будущее» в нашей школе. Родители поддержали идею и дали согласие на обучение своих детей по специальной программе. Большую роль в работе с родительской общественностью сыграла классный руководитель 8 «А» Елена Владимировна Табатадзе. Молодой педагог прошла специальное обучение и провела разъяснительную работу о преимуществах создания профильного класса. Совместными усилиями родителей, педагогов  и учащихся мы сможем добиться успешной реализации проекта «Билет в будущее».

Юлия Александровна Шестакова, педагог-психолог, куратор психолого-педагогического класса Топчихинской школы №1:

«В прошлом году я проходила курсы для педагогов на платформе «Билет в будущее». Профминимум базируется на этом проекте. Нам были предложены программы, которые делят информацию согласно возрастным уровням. В основе лежат четыре блока: «познаю», «планирую», «осознаю», «пробую». Дети в течение учебного года проходят стартовую диагностику, профпробы, итоговую аттестацию.

В прошлом году вместе с учениками мы ездили на экскурсии в учебные заведения, а также на заводе дети пробовали работать на станках, ещё познакомились с профессией дознавателя. В Год педагога и наставника мы рады возможности увеличить штат педагогов и сформировать кампанию по подготовке будущих педагогов и психологов. Нам посчастливилось попасть в проект, и теперь дети будут развиваться через обучение в профильном классе».

 

Подготовила Екатерина ГЛАДКАЯ.

Фото из архива Министерства образования и науки Алтайского края.